Исторический колорит и романтика приключений в произведении Айвенго

1)  → Название документа, в котором выдвигаются определенные требования в повелительной форме. (Ультиматум).

2)   Часть прозвища одного из руководителей — того, кто писал. (Бездельник).

3)   Должность одного из героев. (Свинопас).

4)   Должность еще одного из персонажей. (Шут).

5)   Социальное положение одного из их помощников. (Йомен).

6)  → Что поставлено в конце ультиматума? (Подписи).

7)   Что нарисовал вместо подписи йомен? (Стрела).

8)  → Что было вместо подписи Гурта? (Крест).

9)   Что вместо подписи нарисовал Вамба? (Петух).

10)    Как подписался Черный Бездельник? (Слово).

11)    Что требовал ультиматум для пленных? (Освобождение).

12)   → Не каждый из осажденных мог прочитать и не все наступающие смогли подписать ультиматум, так как они были... (неграмотные).

(Для учителя: лист с кроссвордом можно стилизовать под старинное письмо).

6.      Блиц-опрашивание (каждый ответ - 1 б.).

1)  Почему к замку пропустили монаха?

2)  Кто появился вместо духовного отца?

3)  Зачем он пришел в замок?

4)  Что предложил монах Седрику?

5)  На чем он настаивал, когда тот не захотел принимать его жертву?

6)  Кого Седрик хотел освободить вместо себя?

7)  Каким словом можно назвать поступок Вамбы?

8)  Почему Вамба не хотел меняться одеждой ни с кем, кроме Седрика?

9)  Почему Ребекка ждала Седрика?

10)  Кто из жителей замка исповедовался псевдомонаху?

11)  Что пообещала Ульрика?

12)  Почему властитель замка вывел монаха через тайный ход?

Пересказ эпизода - 12 б. Конкурс на лучший репортаж.

  1. Подбор ярких эпитетов и сравнений из текста. Описание битвы и пожара - за каждую 2 б.
  2. Рассказ о пленных и освободителях. Седрик, Ательстан, Черный Рыцарь, Айвенго (по 3 балла).

4. Подведение итогов* с учетом целесообразности использования иллюстраций во время пересказа.

* Если есть время и остались пустые клеточки, можно добавить вопросы о пребывании Айвенго в плену.

II. Подведение итогов урока.

  • Правильно ли, что мы не только узнали об определенных событиях, описанных в романе, а и ощутили исторический колорит средневековой Англии?
  • Каким образом автору удалось этого достичь? (Изображая типичные исторические события, воспроизводящие яркие образы).
  • Каким образом помогли вам иллюстрации? Почему художник избрал такое средство оформления романа (цвет, манера)?

III. Домашняя задача.

Читать от раздела ХХХII до раздела XXXV; обратить внимание на образа Черного Бездельника, Исаака, Седрика Сакса, Ательстана, Триана де Буагильбера, Локсли, Вамба.

Исторический колорит и романтика приключений в произведении (продолжение)

Влияние реальных исторических событий, социального статуса и национальности на судьбу человека.

Цель: продолжать знакомство с содержанием романа, образами героев; работать над усовершенствованием умения целостно воспринимать произведение большого объема, свободно ориентироваться в тексте; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, умение находить материал для ответа по плану, воспитывать культуру устного ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать собственную мысль.

Оборудование: конверты с карточками-ориентирами.

Ход урока.

I. Слово учителя с элементами беседы.

—             Как вы думаете, что влияет на характер человека, на формирование его
личности, поведение?

Конечно, время и место, в котором он живет.

А если речь идет о людях, которые существуют в одно время и в одной стране? (Социальный статус, финансовое положение, род занятий, национальность).

—             Мы попробуем составить детальный рассказ о некоторых персонажах
романа, чтобы определить, почему так, а не иначе сложилась их судьба. Вы

сейчас поделитесь на группы, и каждая группа получит своеобразную подсказку — план плюс карточку-ориентир. Но я предупреждаю: за каждую карточку-ориентир с группы снимается 1 балл, а счет начинаем с 11 баллов. (12 баллов — за самостоятельное яркое дополнение, находку, ответ об отношении автора романа к событию).

Таким образом, мы сможем проверить знание содержания произведения и его персонажей, умение ориентироваться в тексте и строить заключения. Итак, начнем наш «мозговой штурм».

II. Актуализация опорных знаний и навыков с использованием метода «Мозговой штурм».

Персонажи: Ричард Львиное Сердце, Седрик Сакс, Ательстан, Исаак, Бриан де Буагильбер, Локсли, Вамба.

Карточки-Ориентиры на нужные эпизоды в тексте выдает учитель по требованию группы. (Заготовлены в конверте по номеру вопроса).

1.  Ричард Львиное Сердце.

1)  Социальный статус и происхождение: «плюсы» и «минусы». Подсказка: заключение, вынужденная эмиграция.

2)  Под какими именами персонаж появляется в романе? Почему? Подсказка:

Черный Бездельник - турнир.

Рыцарь Висящего Замка - сохранение тайны.

Львиное Сердце - штурм замка, отношение к Айвенго, бой в лесу.

3)  Как ведет себя король? Подсказка: Штурм замка. Берет слово с Седрика.

4)  Можно ли назвать его настоящим рыцарем, образцом смелости и благородства? Подсказка: Турнир. Штурм замка. Стремление дважды спасти Айвенго (в замке и во время защиты Ребекки).

5)  Всегда ли его отношение к низшим слоям населения справедливое? Подсказка:

Поведение в лесу: Вамба, монах. После штурма замка с Исааком.

6)      Как автор относится к герою?

2.  Седрик Сакс.

1) Социальный статус и происхождение: «плюсы» и «минусы». Подсказка:

Знатность, богатство, открытый для гостей дом. Ошейники на слугах - рабы.

2) Наличие большой цели и упроченных принципов.
Подсказка:

Патриот Англии. Благосклонность к родному языку, гордость за победу англичан.

Ради идеи хочет распорядиться чужой судьбой (Ровена и Ательстан). Отдаляет сына.

3) В чем оказывается настоящий патриотизм Седрика?
Подсказка:
Хочет объединить силы и авторитет настоящих англичан королевского

происхождения, не образовывает собственной партии. Прозвище.

4)  Можем ли мы говорить о наличии истинного рыцарского духа и благородства у героя? Подсказка: В замке. Штурм. Во время попытки освободить его.

5)  Чего больше в поступках Седрика - настоящей человечности или жестокости? Подсказка:

Отношение к сыну. Отношение к Исааку (турнир и после турнира).

6)      Как автор относится к герою?

3. Ательстан Конингсбургский.

1) Социальный статус и происхождение: «плюсы» и «минусы».
Подсказка:

Знатность, богатство, происхождение от короля Эдуарда Исповедника. Не всегда способен распорядиться собственной судьбой (надежды на

бракосочетание), желание жить за счет других.

2) исповедует ли Ательстан такие же самые стойкие принципы, какие и его старший
друг Седрик?
Подсказка:

Турнир: в какой из дней принимает участие в поединке и на чьей стороне. Главное в плену. Что было для него самым страшным, когда его

считали умершим?

3) можно ли утверждать, что Ательстан сильный и благородный?
Подсказка:

Участие в бою после освобождения из замка. Отказ от Ровены. Отрицательное отношение к Исааку.

4) Как автор относится к герою? Какими средствами изображен этот персонаж?

4.  Исаак.

1) Социальный статус, род занятий: «плюсы» и «минусы».
Подсказка:

Большое богатство, возможность удерживать в финансовой зависимости сильных людей. Страх все потерять.

2)  Почему Исаак в любом обществе, даже среди низших слоев, воспринимается как угнетенный? Подсказка: Национальность. В доме Седрика. На турнире. В лесу после освобождения.

3)  Что является для этого героя высочайшими ценностями? Подсказка:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент