Ибсена еще при жизни называли творцом аналитической драмы XIX ст., что возрождала традиции античной драматургии. Аналитическая композиция, по Ибсену, означала раскрытие внутреннего трагизма, который скрывается за внешне спокойной действительностью. Так композиционно построена пьеса «Кукольный дом». Аналитическая композиция определяется еще и тем, какую роль в судьбе героев сыграют события, которые состоялись задолго до начала действия. В пьесе «Кукольный дом» эти сюжетные тайны становятся движущими силами в развитии действия, в раскрытии характеров героев.

В начале пьесы Нора кажется нам женщиной, которая несостоятельная принимать самостоятельные, смелые решения. Она подчиняется авторитету своего мужа Торвальда, которого считает образцом всех добродетелей. Все силы отдает семье. Но постепенно выясняется, что Нора скрывает какую-то тайну от мужа, что-то такое, за что Хельмер не извинит ей и воспримет как позор. Женщина постоянно находится под угрозой разоблачения. Она оттягивает момент, когда ее муж прочитает письмо от ростовщика, которое лежит в почтовом ящике. Этим автор дает понять, что сущность отношений супружества не такая, какой кажется. Читателя настораживает пренебрежительное отношение к жене, непонимание ее внутреннего мира! Нора, наоборот, поражает умением владеть собой. Постепенно раскрывается тайна, которую скрывала Нора. Она подделала подпись своего отца, чтобы добыть денег и спасти от болезни мужа. Но Хельмер воспринимает это как позорный поступок. Нора поражена эгоизмом Торвальда. Ведь она сделала это ради любви.

В конце пьесы раскрытие тайны окончательно развеивает иллюзии о благополучии и счастье Хельмеров, срывает маски с героев. Нора раскрывается как сильная, цельная натура, которая может сама решать свою судьбу. Ее разрыв с мужем, в которого она утратила веру, ее нежелание оставаться «куклой» - яркое доказательство этому.

Итак, с помощью аналитической композиции пьесы, Ибсен  показал несоответствие между внешним и внутренним. Автор нарушил проблему положения женщины в семье, ответственности личности перед собой и обществом, а также общества перед личностью.