Иоганнес Бёхер (1891 -1958) -выдающийся поэт немецкого народа. Его творчеству присущи революционная страстность и философская углубленность, в нем живы традиции большой немецкой литературы - традиции Гете, Шиллера, Гейне. Бехер не сразу стал коммунистом, как и народным поэтом. Путь его идейного становления - это сложный и противоречивый путь буржуазного интеллигента к народу. «Изменчивым и постоянным» назвал его однажды Брехт, имея в виду его неустанные творческие искания при верности революционным идеалам. «В рассветной мгле, в ночных туманах, Из странной битвы бытия, В противоречьях постоянных Рождаюсь вечно новым я», - писал о себе сам поэт.

Бехер родился в Мюнхене в семье прокурора, реакционного чиновника. В нем рано пробудилось чувство протеста против того мира, которому служил отец. В 1917 г. Бехер вступил в Независимую социалистическую партию, позднее стал членом союза «Спартак», а затем членом коммунистической партии Германии и ее ЦК. В конце 20-х - начале 30-х гг. руководил Союзом немецких революционно-пролетарских писателей и был редактором его журнала «Левый поворот».

Десять лет провел Бехер в антифашистской эмиграции. Эти годы он считал плодотворнейшим периодом своей жизни. Поэзия Бехера обогатилась новыми темами, образами,  жанрами; он редактировал журнал «Интернациональная литература» на немецком языке, активно выступал как антифашистский публицист. Поэт не раз обращался по радио к немецким солдатам, раскрывая им правду, и призывал их отказаться от служения чуждым им интересам фашистских главарей. После разгрома фашизма вернулся на родину и был избран членом ЦК СЕПГ; был президентом Куль-турбунда (1945-1957), министром культуры ГДР (1954-1958).

Ранние стихи Бехера - это стихи поэта-экспрессиониста, страстно бунтующего против мира империализма и войны и провозглашающего свою веру в грядущее торжество человеческого братства. В то время у него было весьма смутное представление о социальной сущности явлений, пылкость его революционного порыва еще не соединилась с ясностью революционного сознания.

В 20-х гг., после поражения революции в Германии, Бехер внимательно изучает марксистско-ленинскую теорию, пристально вглядывается в окружающую действительность, как художник переживает смену эстетических принципов - его поэзия приобретает реалистический характер. Он клеймит хищничество буржуазии («Вас не трогает», «Труп на троне» и др.), изображает в своих стихах, как зреет в угнетенных ненависть к угнетателям и готовность действовать («Безработные», «Кризис», «Баллада о тачке», «Баллада о голоде», «Баллада о красном металле» и др.), обращается мыслью к Ленину, к Советской стране («У гроба Ленина», «Октябрь в Москве» и др.).

Переход к реализму поначалу сопровождался у Бехера склонностью к нарочито упрощенным, схематичным формам. В годы эмиграции он вырастает в подлинного мастера поэтического слова большого национального и мирового значения. Немалую роль в такой эволюции сыграло воздействие советской культуры. Позднее, уже после краха гитлеризма, когда годы эмиграции остались позади и в молодой Германской Демократической Республике строилась новая жизнь, Вилли Бредель, поздравляя Бехера с 60-летием, писал ему; «Немецким народным поэтом, каким ты сегодня являешься, чьи песни поет наш народ и особенно наша немецкая молодежь, им ты начал становиться за десять лет до разгрома гитлеровского варварства, вдали от родины, в Москве».