Будущий драматург жил в доме, который парижане называли «обезьяньим». На рогах приятного трехэтажного сооружения строитель XV столетия расположил скульптурные деревянные изображения померанцевых деревьев, на которых маленькие обезьянки срывали плоды. «Доброжелатели» говорили, что ничего странного нет в том, что старший сын уважаемого Поклена стал шутом.

Драматург не отказался от своих обезьян и на закате дней, проектируя свой герб, изобразил на нем своих хвостатых приятельниц, которые стерегли родительский дом.

Мольер и его друзья назвали свой театр «Блестящим театром», а все, кто входили в его состав, назвали себя «Дети Семьи».

Мольер играл в чужих трагедиях трагические роли, а в своих фарсах был комиком. И здесь проявилось одно обстоятельство: в трагических ролях он имел в лучшем случае средний успех, но нередко случались такие случаи, когда в бедного трагика, который выступал с короной какого-нибудь трагического высокоуважаемого героя на голове, швыряли яблоками.

Но когда после трагедии показывали фарс и Мольер, переодевшись, превращался в комика, публика начинала хохотать, аплодировать.

12 мая 1664 г. в Версале была поставлена первая редакция комедии «Тартюф». Но парижский архиепископ и королева мать добились ее запрета. Пять долги лет боролся Мольер за свою комедию, его не остановили угрозы церковников, которые требовали у короля высочайшего наказания для него: сожжения на костре.

5 февраля 1665 г. состоялась премьера пьесы «Тартюф». Это стало театральным событием в Париже, сбор дошел до неслыханной прежде цифры - двух тысяч восьмисот шестидесяти ливров.

Известнейшие произведения драматурга:

•          «Влюбленный врач» (1658);

•          «Смешные манерницы» (1659);

•          «Тартюф» (1664);

•          «Дон Жуан» (1665);

•          «Мизантроп» (1669);

•          «Скупой» (1668);

•          «Мещанин-во дворянстве» (1670);

•          «Затеи Скапена» (1671);

•          «Притворный больной» (1673);

•          «Брак по принуждению» (1659);

«Врач невольно» (1666);

Напрасно завистливая толпа хотела опозорить, Мольер, твои наилучшие произведения Навеки странные чары их, Пройдя сквозь века и пространства, В сердцах отразятся человеческих. Как весело смеешься ты! Где лучшие остроты найти? Словно тот победитель давний, Ты Карфаген получил в боях,- Склонился и Теренций знаменитый Перед тобой в веках. У тебя муза недаром Говорит правду ради шутки, Для всех людей благословенная.

И язык у тебя все живой,

Но твои точные слова

—    Это настоящая проповедь ученая.

—     Оставь ты зависть толпе.

—     Пусть они кричат себе,

—    Что ты показываешь их недостатки,

—     Что стих не по душе им.

—    Как хочешь ты на мир выливать,

—     Не давай поблажку вкусам чужим!

Звезда, которая никогда не угаснет.

Николя Буало-Депро

Мольер был знаменитый писатель французских комедий в царстве Людовика XIV.

Антиох Кантемир.

Трое великих самых характерных гениев нашей сцены - Корнель, Мольер и Бомарше...

Виктор Гюго.

Бессмертный «Тартюф» - плод сильнейшего напряжения комического гения.

А. С. Пушкин.

Мольер, возможно, наиболее всенародный и потому прекрасный художник нового времени.

Л. Толстой.

Для славы Мольера уже ничего не нужно, но он нужен для нашей славы.

Надпись на памятнике Мольеру в зале торжественных заседаний Французской Академии.