x x
menu

Урок на тему русские народные инструменты (домра, гусли, балалайка)

Цель:

Познакомить со струнными русскими народными инструментами (домра, гусли, балалайка).

Задачи:

Обучающие: Познакомить с историей и звучанием струнных русских народных инструментов (домра, гусли, балалайка);

Развивающие:

способствовать развитию внимания, наблюдательности;

развить способность узнавать инструмент по тембру; Воспитательные: вызвать интерес к русским народным инструментам.

Пояснительная записка.

Среди многообразной палитры музыкальных инструментов есть традиционные (народные) инструменты, которые тесно связаны с историей и культурой каждого народа и являются неотъемлемой частью их жизни.

B настоящее время народные инструменты возвращаются из «забвения», и хотелось бы, чтобы они вновь стали интересны и популярны.

Идея проведения музыкальной гостиной «Знакомство с русскими народными инструментами» зародилась в рамках инновационной работы педагогов музыкального отдела по программе «Воспитание нравственно цельной личности обучающихся средствами музыкального искусства и музыкальной культуры Петербурга». Проводить такую музыкальную гостиную стало традицией.

Наша гостиная — это знакомство с русскими народными инструментами, с их историей, звучанием. Для закрепления и проверки знаний проводится викторина, в ходе которой у воспитанников повышается познавательная активность и происходит осуществление обратной связи.

Методы:

Формирование интереса к учению

Словесный: рассказ, словесная оценка

Наглядный: электронная презентация

Метод контроля: викторина, загадки

Самоконтроль, сравнение с образцом

Создание ситуации успеха

Необходимое оборудование:

ноутбук;

мультимедиа-проектор;

экран;

музыкальный центр;

музыкальные инструменты: фортепиано, домра, гусли, балалайка;

стулья для участников.

Дидактическое обеспечение:

Электронная презентация,

аудиозапись для викторины — № 1 — гусли, № 2 — балалайка, № 3 — домра

раздаточный материал для каждого воспитанника: карточки с цифрами 1, 2, 3.

Сценарий

I. Организационный этап (1–2 минуты)

Слайд 1 Педагог: Дорогие ребята, я рада вас приветствовать в нашей музыкальной гостиной. Сегодня вы узнаете много интересного о русских народных инструментах. Но в начале,

предлагаю вам поиграть в игру «Приветствие». Под музыку вы будете свободно прогуливаться и, встречаясь друг с другом, играть в игру «Ладушки». В конце музыкального отрывка вы посмотрите в глаза друг другу, улыбнетесь, попрощаетесь и перейдете к другому участнику. Обращайте внимание на меня, я буду показывать, каким образом вы будете приветствовать друг друга. (Варианты приветствий: 1 — ладошками, 2 — кулачками, 3 — указательным пальцем). Дети: Играют.

II._ Подготовительный этап (2 минуты)

Педагог: В настоящее время существует множество разнообразных музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты вы знаете? Дети: Называют.

Педагог: А вы задумывались над тем, что каждый инструмент имеет свой возраст, т. е. время появления, и народ, у которого он возник? Дети: Отвечают.

Педагог: В России есть множество народных инструментов. Давно ли эти инструменты появились? Чтобы узнать, проведем маленькое математическое исследование.

Слайд 2. Когда был основан Санкт-Петербург? Дети: Отвечают.

Педагог: 1703 год — основание Санкт-Петербурга. Это было более 300 лет назад. А мы с вами погружаемся ещё на 300 лет назад, и ещё на 300 лет, и ещё на 300 лет назад. Вот примерно в это время начинают свою историю народные инструменты.

Сообщение темы: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир струнных русских народных инструментов (домра гусли, балалайка), познакомимся с историей и услышим звучание инструментов. Во время путешествия будьте очень внимательны, потому что в конце вам предстоит отвечать на мои вопросы.

III Основной этап (30 минут). Блок 1. Знакомство с гуслями.

Педагог Поет песню «Ой, со вечера, с полуночи» и подыгрывает на гуслях.

Текст песни «Ой, со вечера, с полуночи»:

Ой, со вечера, с полуночи 2 раза

Головка болела 2 раза

Я возьму ли молоденька 2 раза

звончатые гусли 2 раза

Ой, да заиграйте мои гусли, 2 раза

Гусли звончатые 2 раза

Педагог: Показывает гусли: «Познакомьтесь — это ГУСЛИ. Кто хочет попробовать поиграть?». Желающие выходят и под руководством педагога играют на инструменте. Дети: Усаживаются на места.

Педагог: А теперь я расскажу вам, откуда пришел к нам этот замечательный инструмент.

Слайд 3. Славянский народный инструмент упоминается впервые в древних русских летописях и в еще более древних былинах. Название произошло от древнерусского слова «гусла», что означает струна, которое, в свою очередь, происходит от «густи» (гудеть). И гусляр раньше назывался гудец.

Слайд 4. Русские богатыри Добрыня Никитич и Вольга Всеславович славились искусной игрой на гуслях во время пиров киевского князя Владимира Красно Солнышко.

Слайд 5. Гусляры в княжеских палатах исполняли старины, былины, воспевали подвиги предков, «князьям славу рокотали».

Слайд 6. Новгородский гусляр Садко не совершал богатырских подвигов, но слава об искусном песеннике дошла до нас через столетия:

Как во славном Ново-городе Был Садко, веселый молодец; Не имел он золотой казны, А имел лишь гусельки яровчаты; По пирам ходил-играл Садко, Спотешал купцов, людей посадских. Слайды 7, 8. Под перебор звончатых гуслей веселили простой люд бродячие певцы-музыканты. На Руси звали их скоморохи.

Концертный номер: «Вальс» из русской сюиты Е. Дербенко, исполняется на гуслях. Дети: Слушают.

Педагог: Вы послушали звучание гуслей, узнали, как на Руси появились гусли, а теперь вы узнаете, какими они бывают. Гусли делали различной формы.

Слайд 9. Больше всего в народе были распространены гусли, корпус которых имел форму крыла, были четырех-, пяти-, семиструнными. Под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали. Они имелись в каждом крестьянском доме, назывались — «крыловидные».

Слайд 10. Делали и другие гусли: ЗВучали они мягко, количество струн было больше, и играть на них было сложнее. Они принадлежали профессиональным музыкантам и певцам-сказителям. Корпус состоял из тонких досок и был похож на шлем. Такие гусли назывались «шле-мовидные».

Слайд 11. У этих гуслей было особенно яркое звучание, делали их, как правило, из белой древесины клена-явора и называли яровчатыми. А сейчас называют «звончатые».

Вы узнали, какой формы бывают гусли и как они называются. А теперь ответьте мне на вопрос: «Какие гусли я держу в руках?». Дети: Отвечают.

Концертный номер: Русская народная песня «На горе-то калина» в обработке А. Тихомирова. Исполняется на гуслях звончатых. Дети: Слушают.

Блок 2. Знакомство с балалайкой. Педагог Играет на балалайке и поет:

Сяду я на лавочку, Возьму балалаечку, Стану я играти Песни припевати. Слайд 12. Ни один народный инструмент как у нас в стране, так и за рубежом не может сравниться по своей популярности с балалайкой. Балалайка стала символом русского народного творчества.

Слайд 13. Балалайка появилась в народе значительно позже, чем гусли, и имела распространение при Петре I (балалайка имелась практически в каждом доме). Появление в России семиструнной гитары и гармоники привело к постепенному вытеснению балалайки: из повсеместно бытующего она превратилась в редкий инструмент.

На балалайке играют пальцем, поэтому звук получается мягкий, теплый — это является особенностью этого инструмента.

Концертный номер: «Ехал на ярмарку ухарь-купец» в обработке А. Шалова. Дети: Слушают.

Блок 3: Знакомство с домрой.

Педагог: Мы продолжаем наше путешествие. Среди русских народных инструментов домра была распространена еще до правления Петра I, затем она практически исчезла, а сейчас мы вновь говорим о ней.

Слайд 14. Речь идет о ДОМРЕ. Мастеров игры на домре называли домрачеи. Они встречались наряду с другими народными музыкантами и в Государственной потешной палате, и среди скоморохов, и в крестьянской избе. Услышать звонкоголосую домру можно было, к примеру, на Святках.

Слайд 15. Зимний народный праздник, в котором молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами, рожками ходили по домам и дворам, пели песни-колядки, в которых желали хозяевам здоровья, урожая, благополучия. За поздравления колядующих полагалось отблагодарить или пирогами, или деньгами. Пожадничать, обидеть гостей — значило навлечь на свой дом в настоящем году всевозможные напасти. Разрешалось то, что в другое время было запрещено или осуждалось: всевозможные шутки, проказы, далеко не всегда безобидные, ряжение; надевание разных страшных масок — «личин». Всяк вместо себя кем-нибудь другим стать норовил, даже чёртом не боялись рядиться. Чего тут только не увидишь!

Концертный номер: концертные вариации на тему «Уральской плясовой» Тихонова в обработке А. Круглова. Исполняются на домре. Дети: слушают.

Педагог: Христианская церковь была недовольна подобными «бесовскими игрищами». Во время царствования Алексея Михайловича к голосу церкви стали прислушиваться. И вот в своем указе царь Алексей Михайлович приказал всем, чтоб «скоморохов с домрами и волынками… в дом к себе … не призывали, и всяких бесовских игр не слушали… и личин на себя не накладывали…». «А где объявятся домры, и сурны... и всякие гудебные бесовские сосуды, те вынимать (то есть отнимать) и, изломав... жечь». Вывезли инструменты на пяти телегах на Москву-реку и сожгли. Инструменты исчезли.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать