Цель:
Познакомить со струнными русскими народными инструментами (домра, гусли, балалайка).
Задачи:
Обучающие: Познакомить с историей и звучанием струнных русских народных инструментов (домра, гусли, балалайка);
Развивающие:
способствовать развитию внимания, наблюдательности;
развить способность узнавать инструмент по тембру; Воспитательные: вызвать интерес к русским народным инструментам.
Пояснительная записка.
Среди многообразной палитры музыкальных инструментов есть традиционные (народные) инструменты, которые тесно связаны с историей и культурой каждого народа и являются неотъемлемой частью их жизни.
B настоящее время народные инструменты возвращаются из «забвения», и хотелось бы, чтобы они вновь стали интересны и популярны.
Идея проведения музыкальной гостиной «Знакомство с русскими народными инструментами» зародилась в рамках инновационной работы педагогов музыкального отдела по программе «Воспитание нравственно цельной личности обучающихся средствами музыкального искусства и музыкальной культуры Петербурга». Проводить такую музыкальную гостиную стало традицией.
Наша гостиная — это знакомство с русскими народными инструментами, с их историей, звучанием. Для закрепления и проверки знаний проводится викторина, в ходе которой у воспитанников повышается познавательная активность и происходит осуществление обратной связи.
Методы:
Формирование интереса к учению
Словесный: рассказ, словесная оценка
Наглядный: электронная презентация
Метод контроля: викторина, загадки
Самоконтроль, сравнение с образцом
Создание ситуации успеха
Необходимое оборудование:
ноутбук;
мультимедиа-проектор;
экран;
музыкальный центр;
музыкальные инструменты: фортепиано, домра, гусли, балалайка;
стулья для участников.
Дидактическое обеспечение:
Электронная презентация,
аудиозапись для викторины — № 1 — гусли, № 2 — балалайка, № 3 — домра
раздаточный материал для каждого воспитанника: карточки с цифрами 1, 2, 3.
Сценарий
I. Организационный этап (1–2 минуты)
Слайд 1 Педагог: Дорогие ребята, я рада вас приветствовать в нашей музыкальной гостиной. Сегодня вы узнаете много интересного о русских народных инструментах. Но в начале,
предлагаю вам поиграть в игру «Приветствие». Под музыку вы будете свободно прогуливаться и, встречаясь друг с другом, играть в игру «Ладушки». В конце музыкального отрывка вы посмотрите в глаза друг другу, улыбнетесь, попрощаетесь и перейдете к другому участнику. Обращайте внимание на меня, я буду показывать, каким образом вы будете приветствовать друг друга. (Варианты приветствий: 1 — ладошками, 2 — кулачками, 3 — указательным пальцем). Дети: Играют.
II._ Подготовительный этап (2 минуты)
Педагог: В настоящее время существует множество разнообразных музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты вы знаете? Дети: Называют.
Педагог: А вы задумывались над тем, что каждый инструмент имеет свой возраст, т. е. время появления, и народ, у которого он возник? Дети: Отвечают.
Педагог: В России есть множество народных инструментов. Давно ли эти инструменты появились? Чтобы узнать, проведем маленькое математическое исследование.
Слайд 2. Когда был основан Санкт-Петербург? Дети: Отвечают.
Педагог: 1703 год — основание Санкт-Петербурга. Это было более 300 лет назад. А мы с вами погружаемся ещё на 300 лет назад, и ещё на 300 лет, и ещё на 300 лет назад. Вот примерно в это время начинают свою историю народные инструменты.
Сообщение темы: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир струнных русских народных инструментов (домра гусли, балалайка), познакомимся с историей и услышим звучание инструментов. Во время путешествия будьте очень внимательны, потому что в конце вам предстоит отвечать на мои вопросы.
III Основной этап (30 минут). Блок 1. Знакомство с гуслями.
Педагог Поет песню «Ой, со вечера, с полуночи» и подыгрывает на гуслях.
Текст песни «Ой, со вечера, с полуночи»:
Ой, со вечера, с полуночи 2 раза
Головка болела 2 раза
Я возьму ли молоденька 2 раза
звончатые гусли 2 раза
Ой, да заиграйте мои гусли, 2 раза
Гусли звончатые 2 раза
Педагог: Показывает гусли: «Познакомьтесь — это ГУСЛИ. Кто хочет попробовать поиграть?». Желающие выходят и под руководством педагога играют на инструменте. Дети: Усаживаются на места.
Педагог: А теперь я расскажу вам, откуда пришел к нам этот замечательный инструмент.
Слайд 3. Славянский народный инструмент упоминается впервые в древних русских летописях и в еще более древних былинах. Название произошло от древнерусского слова «гусла», что означает струна, которое, в свою очередь, происходит от «густи» (гудеть). И гусляр раньше назывался гудец.
Слайд 4. Русские богатыри Добрыня Никитич и Вольга Всеславович славились искусной игрой на гуслях во время пиров киевского князя Владимира Красно Солнышко.
Слайд 5. Гусляры в княжеских палатах исполняли старины, былины, воспевали подвиги предков, «князьям славу рокотали».
Слайд 6. Новгородский гусляр Садко не совершал богатырских подвигов, но слава об искусном песеннике дошла до нас через столетия:
Как во славном Ново-городе Был Садко, веселый молодец; Не имел он золотой казны, А имел лишь гусельки яровчаты; По пирам ходил-играл Садко, Спотешал купцов, людей посадских. Слайды 7, 8. Под перебор звончатых гуслей веселили простой люд бродячие певцы-музыканты. На Руси звали их скоморохи.
Концертный номер: «Вальс» из русской сюиты Е. Дербенко, исполняется на гуслях. Дети: Слушают.
Педагог: Вы послушали звучание гуслей, узнали, как на Руси появились гусли, а теперь вы узнаете, какими они бывают. Гусли делали различной формы.
Слайд 9. Больше всего в народе были распространены гусли, корпус которых имел форму крыла, были четырех-, пяти-, семиструнными. Под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали. Они имелись в каждом крестьянском доме, назывались — «крыловидные».
Слайд 10. Делали и другие гусли: ЗВучали они мягко, количество струн было больше, и играть на них было сложнее. Они принадлежали профессиональным музыкантам и певцам-сказителям. Корпус состоял из тонких досок и был похож на шлем. Такие гусли назывались «шле-мовидные».
Слайд 11. У этих гуслей было особенно яркое звучание, делали их, как правило, из белой древесины клена-явора и называли яровчатыми. А сейчас называют «звончатые».
Вы узнали, какой формы бывают гусли и как они называются. А теперь ответьте мне на вопрос: «Какие гусли я держу в руках?». Дети: Отвечают.
Концертный номер: Русская народная песня «На горе-то калина» в обработке А. Тихомирова. Исполняется на гуслях звончатых. Дети: Слушают.
Блок 2. Знакомство с балалайкой. Педагог Играет на балалайке и поет:
Сяду я на лавочку, Возьму балалаечку, Стану я играти Песни припевати. Слайд 12. Ни один народный инструмент как у нас в стране, так и за рубежом не может сравниться по своей популярности с балалайкой. Балалайка стала символом русского народного творчества.
Слайд 13. Балалайка появилась в народе значительно позже, чем гусли, и имела распространение при Петре I (балалайка имелась практически в каждом доме). Появление в России семиструнной гитары и гармоники привело к постепенному вытеснению балалайки: из повсеместно бытующего она превратилась в редкий инструмент.
На балалайке играют пальцем, поэтому звук получается мягкий, теплый — это является особенностью этого инструмента.
Концертный номер: «Ехал на ярмарку ухарь-купец» в обработке А. Шалова. Дети: Слушают.
Блок 3: Знакомство с домрой.
Педагог: Мы продолжаем наше путешествие. Среди русских народных инструментов домра была распространена еще до правления Петра I, затем она практически исчезла, а сейчас мы вновь говорим о ней.
Слайд 14. Речь идет о ДОМРЕ. Мастеров игры на домре называли домрачеи. Они встречались наряду с другими народными музыкантами и в Государственной потешной палате, и среди скоморохов, и в крестьянской избе. Услышать звонкоголосую домру можно было, к примеру, на Святках.
Слайд 15. Зимний народный праздник, в котором молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами, рожками ходили по домам и дворам, пели песни-колядки, в которых желали хозяевам здоровья, урожая, благополучия. За поздравления колядующих полагалось отблагодарить или пирогами, или деньгами. Пожадничать, обидеть гостей — значило навлечь на свой дом в настоящем году всевозможные напасти. Разрешалось то, что в другое время было запрещено или осуждалось: всевозможные шутки, проказы, далеко не всегда безобидные, ряжение; надевание разных страшных масок — «личин». Всяк вместо себя кем-нибудь другим стать норовил, даже чёртом не боялись рядиться. Чего тут только не увидишь!
Концертный номер: концертные вариации на тему «Уральской плясовой» Тихонова в обработке А. Круглова. Исполняются на домре. Дети: слушают.
Педагог: Христианская церковь была недовольна подобными «бесовскими игрищами». Во время царствования Алексея Михайловича к голосу церкви стали прислушиваться. И вот в своем указе царь Алексей Михайлович приказал всем, чтоб «скоморохов с домрами и волынками… в дом к себе … не призывали, и всяких бесовских игр не слушали… и личин на себя не накладывали…». «А где объявятся домры, и сурны... и всякие гудебные бесовские сосуды, те вынимать (то есть отнимать) и, изломав... жечь». Вывезли инструменты на пяти телегах на Москву-реку и сожгли. Инструменты исчезли.