x x
menu

Идея служения художника народу в поэме «Давняя сказка» Леси Украинки. Урок-разговор при свечах

Цель:             ознакомить учеников с содержанием и проблематикой поэмы Леси Украинки «Давняя сказка», помочь выяснить идейно-художественное содержание произведения; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпических произведений, их анализа, высказывания собственной мысли по поводу прочитанного, проведение аналогий с реальной жизнью; воспитывать чувство человеческого достоинства, чести и справедливости, признательности, эстетичный вкус, уважение к творческой личности.

Тип урока:     урок проблемного поиска.

Оборудование: портрет писательницы, сборники ее произведений, иллюстрации к поэме, аудиозаписи, свечка, карточки для работы в группах и парах, наглядность на доске.

Форма проведения: урок-разговор при свече.

Теория литературы: лиро-эпос, поэма, художественные образы, тема поэта и поэзии, антитеза.

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности школьников.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами не просто урок, а разговор при свече, итак разрешите мне зажечь свечку, которая на протяжении урока будет символизировать довольно короткую жизнь гениальной украинской поэтессы Леси Украинки (зажигает свечку), но этот маленький огонек весьма пылкий и способен разжечь большой костер, который пылает и сегодня - это незабываемое творчество поэтессы. Как вы уже могли убедиться, жизненное поведение, стойкие черты характера Леси Украинки достойны быть образцом для следующих поколений. Ее поэзия многогранная, преисполненная гражданского мужества, переживаний за судьбу трудового народа.

(Прослушивание аудиозаписи песни Марии Бурмаки на слова старосветской баллады Ивана Малковича «С ангелом на плече».)

 

Слово учителя. Вы прослушали отрывок песни-баллады на слова Ивана Малковича «С ангелом на плече».

2. Ассоциативная задача.

  • Скажите, пожалуйста, с чем ассоциируется у вас слово ангел? (ответы учеников). 
  • Каждому ли на плечо может сесть ангел? (Нет, только людям с открытой душой, добрым и преданным, настоящим служителям своего народа. Людям, которые понимают свое значение на земле). 
  • Как сказал Моисей Сапфир: «В метрических свидетельствах пишут, где человек родился, и только не пишут, для чего он родился». 
  •  Задумывались ли вы над своим значением? (Да, я хочу быть..., чтобы оставить после себя след, чтобы...). 
  • Бог наделил человека правом жизненного выбора. Поэтому каждый из нас рано или поздно задумывается над тем, зачем существует, для чего живет. В чем же заключается смысл жизни? 

II. Объявление темы и цели урока.

Мы не напрасно начали урок с раздумий о смысле жизни каждого человека. Перед каждым художником рано или поздно стоит вопрос: какое значение имеет он и его поэзия для общества, может ли он повлиять на решение как проблем своего времени, так и «вечных», общечеловеческих проблем. Этот вопрос был актуальным и для Леси Украинки, поэтому она в художественной форме, средствами поэзии старается доказать, какой большой является роль искусства слова и настоящего художника, который болеет душой за судьбу народа.

Этот и много других вопросов мы обсудим на сегодняшнем уроке, так как тема нашего урока: «Идея служения художника народу в поэме «Давняя сказка» Леси Украинки». Запишите ее в тетради.

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Проверка усвоения учениками содержания произведения.

1. Блиц-опрашивание.

Дома вы прочитали «Давнюю сказку» Леси Украинки, итак скажите, к какому жанру принадлежит это произведение? («Давняя сказка» - это поэма).

  • А что такое поэма? 
    • Какие поэмы вы еще знаете? («Иван Вишенский» И. Франко)/

Поэма — это лиро-эпическое стихотворное произведение, в котором изображены значительные события и яркие характеры, а рассказ героев сопровождается раскрытием авторских переживаний и раздумий.

 

Учитель. Итак, обращаемся к тексту «Давней сказки». На протяжении урока вы будете заполнять таблицы, в которые будете записывать черты характера главных героев.

  • А кто может назвать главных героев поэмы? (Поэт и граф Бертольдо).
  • Где и в какое время происходят описанные в поэме события? (События перенесены в неизвестную страну, время не очерчивается, и, наверное, это время, когда господа имели власть над простым людом).
  • Как вы думаете, почему Леся Украинка дает поэме название «сказка»? Что сказочного вы увидели в тексте? (Начинается поэма такими строками:

Где-то, когда-то, в какой-то стране Живет поэт несчастный, Только имел участь к стихам, Не одолженный, а собственный.

Именно такое начало произведения похоже на сказку).

  • После знакомства с героями вы можете сказать, кому из них на плечо мог бы сесть ангел? (Конечно, поэту, так как именно песни поэта имеют большое значение и влияние для народа).
  • Не забывайте записывать черты характера героев в таблицу.

2. Продолжите мою мысль.

Во время чтения текста, вы встретились с такими словами: спесь, мандолина, сирома. А как вы понимаете такие слова как участь и талант? Составьте с последними предложение. (Ответы учеников).

А сейчас попробуем проверить, как вы прочитали и поняли текст поэмы. Играем в игру «Продолжите мою мысль». Каждой группе я даю цитаты из поэмы «Давняя сказка», упорядочите (расположите) их согласно тексту и продолжите рассказом сюжета. (Цитаты ученики располагают на доске, выходя по трое из каждой группы и зачитывая свои).

1

Впереди ехал рыцарь, И лихой такой, боже! «Видьте,- крикнул,- что за птица! Не встал ли бы ты, племянник?»

2

Что за чудо! Под окошко Кто-то мало-помалу подступает. Здесь поэт не вытерпел: «Кто там? - Неизвестного спрашивает.

 

3

Всех принимали, всех поздравляли, Всем умели угодить, Только нашего поэта Господин пришел в забвение пригласить.

4

Захотелось королю Завоевать чужое царство, Разослал он сквозь герольды На войну звать рыцарство.

5

Трудно даже рассказать, Что за беда стала в крае,- Люди мучились, как в аду, Господин утешался, как в раю.

6

Вот однажды слышит Граф лихие, тревожные вести: Донесли ему сторожа, что не все спокойно в городе;

7

Я его участь певческую Так высоко уважаю, Что певцом своим придворным Я сделать его желаю.

8

Золотых не хочу лавров, - С ними счастье не получу. Как я ими увенчаюсь, То поэтом уже не буду.

9

Так навек в темнице Пришлось поэту жить, За тюремное пение он должен был голову поаложить.

10

Возделось восстание в крае, и Бертольда убили люди, Да и думали, что в стране Больше неволи уже не будет.

11

И теперь потомки графские Тюрьмы крепкие строят,

 

А поэта потомки Слово острое закалывают.

12

А когда война закончится Того дела и того слова, То окончится давняя сказка, А настанет правда новая.

Какими в вашем воображении возникают герои поэмы? Запишите свои соображения. (Поэт - смелый; граф - горделивый, властный).

3. Слово учителя.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать