x x
menu

Идея написания «Реквиема» А.Ахматовой

Идея «Реквиема» А.Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен выразить своё личное горе, иначе - паралич памяти и безумие. Поэт должен выразить народное горе, стать голосом «стомильонного народа», иначе - разрыв исторической памяти и потеря исторического смысла. Но единственная возможная реакция на ужас происшедшего - немота. Отсюда трагическое противоречие «Реквиема»: необходимость слова в ситуации немоты. Б. Пастернак в своей рецензии на военные стихотворения А. Ахматовой писал об одном из них:   «Ее стихи об убитом ленинградском мальчике полны душераздирающей горечи и написаны словно под диктовку матери или старой севастопольской солдатки». Приведем одно из военных стихотворений Ахматовой:

  • И все, кого сердце мое не забудет,
  • Но кого нигде почему-то нет...
  • И страшные дети, которых не будет,
  • Которым не будет двадцать лет,
  • А было восемь, а девять было,
  • А было...
  • Довольно, не мучь себя,
  • И все, кого ты и вправду любила,
  • Живыми останутся для тебя.

Два многоточия, обрывающих фразы, полубезумное  «почему-то», в котором скрывается отчаянное «почему?» еще ближе к безумию   - перечисление,   передающее   неотступность   горя  («А было  восемь,   а девять было, а было...») - это все признаки речи на грани немоты. На рубеже тридцатых - сороковых Ахматова, если так можно выразиться, пишет под диктовку немоты:

  • Последнюю и высшую награду - Мое молчанье - отдаю Великомученику   Ленинграду. Немота,   невозможность  говорить  становится лейтмотивом «Реквиема», поэмы о мире как бессмысленном сне и о горе, бессловесном, невыразимом:
  • Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. Вот как об этом рассуждает И, Бродский: «Трагедийность «Реквиема» не в гибели людей, а в невозможности выжившего эту гибель   осознать.   Его,   «Реквиема»,   драматизм не в том, какие ужасные события он описывает, а в том, во что эти события превращают твое... сознание, твое представление о самом себе».

Никто в русской поэзии не смог бы лучше Ахматовой, простым и сдержанным словом, выразить экстремальное душевное состояние. Это удивительное свойство ее лирики обнаружилось еще в начале творческого пути, когда были написаны такие, например, строки:

  • Десять лет замираний и криков,
  • Все мои бессонные ночи
  • Я вложила в тихое слово
  • И сказала его - напрасно.

Пережитое Ахматовой в тюремных очередях, однако, превышало все возможные «замирания и крики» обычной жизни. Это, как и концлагеря, еврейские гетто; колымские рудники и другие ужасы XX века, ощущалось как нечто запредельное, отрицающее человеческий опыт и «исторические привычки». Как же это выразить? Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту и таким образом преодолела немоту (то есть сделала то, к чему призывала другая мученица русской поэзии XX века - М. Цветаева: «- Петь не могу! Это воспой!»). Испытывая жестокие угрызения совести (которые пытается реконструировать И. Бродский: «...да что же ты за монстр такой, если весь этот ужас и кошмар еще и со стороны видишь?»), Ахматова подвергает свои же собственные страдания поэтическому анализу:

  • Уже безумие крылом
  • Души накрыло половину,
  • И поит огненным вином,
  • И манит в черную долину.
  • И поняла я, что ему
  • Должна я уступить победу,
  • Прислушиваясь к своему,
  • Уже как бы чужому бреду.

Лирический герой Ахматовой раздваивается: с одной стороны, сознание, страдающее и не выдерживающее страдания; с другой - сознание, бесстрастно наблюдающее за этим страданием:

  • Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
  • Я бы так не могла, а то, что случилось,
  • Пусть черные сукна покроют
  • И пусть унесут фонари... Ночь.

Выражение   невыразимого   -   задача,   не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой. Ясная логика и классический строй ее стиха прерываются, размер нарушается.   «Черные сукна», ночь без фонарей - иносказания,  означающие остановившуюся,  парализованную речь. Как «личность», как лирическое «я» Ахматова  не может говорить. Благодаря чему она все же говорит, благодаря чему вновь обретает классические   размеры   и   благородную   ясность? Она получает право на слово как обязанность - она призвана сказать от имени всего «стомильонного народа». Она должна свидетельствовать. «Как-то раз кто-то «опознал» меня, - пишет Ахматова «вместо предисловия». - Тогда стоящая за мной женщина с голубыми" губами... очнулась от свойственного нам всем оцепенения и, спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу». И Ахматова начинает свидетельствовать - с опорой на традицию, на мировую культуру.

«Мы все время слышим разные голоса, - говорит о «Реквиеме» Бродский, - то просто бабий, то вдруг поэтессы, то перед нами Мария». Вот «бабий» голос, пришедший из заплачек и горестных русских песен: Эта женщина больна, Эта женщина одна,  Муж: в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Вот - «поэтесса», с безмерным удалением оглядывающаяся на погибший, как Атлантида, серебряный век:

  • Показать бы тебе, насмешнице
  • И любимице всех друзей,
  • Царскосельской веселой грешнице,
  • Что случится с жизнью твоей...
  • Вот, наконец, жертвенные тюремные очереди  приравнивают каждую мученицу-мать к Богоматери:
  • Магдалина билась и рыдала,
  • Ученик любимый каменел,
  • А туда, где молча
  • Мать стояла,
  • Так никто взглянуть и не посмел.

Три древних традиции - народно-песенная,   поэтическая   (недаром   процитированы пушкинские слова: «каторжные норы») и христианская помогают лирической героине «Реквиема»  выстоять в  неслыханном испытании. «Реквием» завершается преодолением немоты и  безумия  - торжественным и  героическим стихотворением. Оно перекликается со знаменитыми «Памятниками» - Горация, Державина и Пушкина. Ахматова «дает согласье» на памятник себе, но с условием, что поставят его ...здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. То есть с условием, что это будет памятник не поэту, а матери, одной из многих и многих.

 Завершение «Реквиема» таким «памятником» означает победу человека над ужасом и оцепенением, победой памяти и смысла: Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусъ, Забыть, как постылая хлюпала дверь И выла старуха, как раненый зверь.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать