x x
menu

Идейно-художественный анализ программных басен Г. Сковороды. «Пчела и Шершень»

Сюжет этой басни был распространен в творчестве русских баснописцев ХVIII ст. (например, басня Сумарокова «Жуки и Пчелы». Написана в духе идей прогрессивного просветительства конца ХVIII ст., она довольно полно выражает взгляды Сковороды на жизненную необходимость трудиться по естественным наклонностям.

Композиция. Произведение состоит из двух частей: сюжетной и дидактической («силы»). Сюжетная часть построена в форме диалога между Шершнем, который смеется над трудолюбием Пчелы и над пчелой, которая получает от работы удовлетворение. Вторая часть («сила») содержит толкование скрытого содержания первой.

Содержание произведения. Паразит Шершень насмехается над Пчелой, что она работает не столько на себя, сколько на других: «Скажи мне, Пчела, чего ты такая глупая? Знаешь ли ты, что плоды твоей работы не столько тебе самой, как людям полезны, а тебе часто и вредят, принося вместо награды смерть; однако не перестаешь из-за глупости своей собирать мед. Много у вас голов, но все безмозглые».

Называя дураком «господина советника», Пчела осуждает тех, кто «кражей добывает» мед. Для нее работа самая сладкая вещь: «нам несравненно большая радость собирать мед, чем потреблять. К сему мы родившиеся и будем такие, пока не умрем».

Мораль басни простая: работа должна стать для человека естественной потребностью, «самой сладкой поживой». Только тогда жизнь будет иметь содержание и красоту. В работе человек ощущает радость бытия, а в безделье деградирует.

«Сила» у баснописца здесь вышла значительно большей, чем самая фабула. Она переросла в целый трактат, пересыпанный многими фактами из жизни, ссылками на Цицерона, Эпикура, библейскими выражениями. Здесь имеются и автобиографические элементы: в лице «студента» не тяжело узнать самого Сковороду. «Нет большей радости, чем жить по призванию»,- провозглашает он.

В подтверждение своей мысли Григорий Савич приводит целый ряд интересных примеров, ссылаясь на охотничью собаку, самую веселую тогда, когда охотится на зайца, на домашнего кота, который, поймав мышь, не ест ее, в конце концов, на запертую в благосостоянии пчелу, которая умирает от скуки, так как не может летать по цветоносным лугам. Баснописец убеждает, что нет хуже, как купаться в благосостоянии и смертельно мучиться без естественного дела, и нет большей радости, чем жить по призванию.

Проблематика басни: человек и общество; смысл жизни каждого; человеческое призвание; работа и безделье.

Философская мудрость в произведении.

  • •          «Нет худшего мучения, как болеть мыслями, а болеют мысли, лишаясь сродного дела».
  • •          «И нет большей радости, чем жить по призванию».
  • •          «Душа, повелительница человека, утешается сродным делом».
  • •          «Веселость сердца — жизнь для человека».

Язык басни. Язык произведения близкий к народному, но если в уста Шершня вложено больше бранной лексики, то Пчела говорит афористически и красиво.

Обсуждение идейного содержания произведения. Беседа с вопросами:

•          Почему Шершень, унижая достоинство Пчелы, называет ее глупой? («Знаешь ли ты, что плоды твоей работы не столько тебе самой, как людям полезные, а тебе часто и вредят, принося вместо награды смерть; однако не перестаешь из-за глупости своей собирать мед»).

•          Что имел в виду Шершень, обращаясь к Пчеле: «Видно, что вы без прока влюблены в мед»?

•          В чем видит свое назначение Пчела? Чем обусловлено то, что работа для нее - наслаждение? («...Большая радость собирать мед, чем его потреблять. К сему мы родившиеся и будем такие, пока не умрем. А без сего жить... для нас злейшее мучение»).

•          Какой мысли относительно работы придерживается Шершень? Почему он не понимает Пчелу?

•          Что является мучением для героини?

•          Кого старался осудить Г. Сковорода на примере Шершня?

•          Почему Пчела — символ мудрого человека?

•          Какие жизненные примеры приводит баснописец в выводе («силе») произведения? О чем они свидетельствуют?

•          Чем объяснить то, что человек без дела — наказывается и страдает?

•          Что имел в виду Эпикур, отмечая о необходимости жить за натурой?

•          Когда работа для человека является наслаждением и удовлетворением?

•          Какое воспитательное значение имеет эта басня?

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать