x x
menu

Идеал воина-защитника в былине «Илья Муромец и соловей-разбойник»

Цель:  углубить знания учеников о былине как фольклорном жанре; развивать умение анализировать текст и находить в нем ключевые эпизоды; углубить знания учеников о сюжете и композиции, в частности, эпических песнях; развивать связную речь учеников, навыки выразительного чтения, умение формировать и доказывать собственные мысли.

Ход урока.

І. Вступительное слово, мотивация темы.

На протяжении многих веков устно передавались героические песни-сказання от одного поколения другому. Будто на праздник, издали собирались люди послушать талантливого гусляра. Вот как рассказывает о встрече с певцом собиратель-ученый былин: «Светлица быстро наполнялась народом. Сели на лавах, на кровати, жались возле дверей. Певец с улыбкой обвел взглядом присутствующих и, заметив нетерпеливое ожидание, начал петь. Лицо старика понемногу начало изменяться. Что-то вдохновенное проступило на нем: голубые глаза расширились, ярко заблестели две маленькие слезинки... Он жил со своими любимцами-богатырями: жалел до слез немощного Илью, когда тот сиднем сидел тридцать лет, торжествовал с ним победу над Соловьем-Разбойником».

•          Почему люди с таким увлечением слушали пение гусляра?

•          А какие события из жизни Ильи Муромца и других богатырей больше всего поразили вас?

Сегодня мы с вами, исследуя тайны нескольких вариантов былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», поймем, почему именно Илья Муромец стал любимым героем Киевской Руси, определим особенности построения сюжета былин.

ІІ. Аналитическая работа по смыслу былины.

Я предлагаю вам представить, что мы находимся на киностудии, готовясь снимать фильм об Илье Муромце, и проводим заседание художественного совета.

• Какие специалисты понадобятся для реализации нашего проекта? (Создание мобильных групп (ученики могут переходить из одной группы в другую): «Костюмеры», «Консультанты-Историки», «Художники»,  «Сценаристы»,  «Режиссеры»,  «Звукооператоры»).

1.         Актуализация опорных знаний.

1.1.      Задача для консультантов..

1.         Какие времена изображены в былине?

2.         Из каких частей составляется былина, а, соответственно, и наш фильм?

3.         Кто были творцами и исполнителями былин?

4.         Какое другое название былин бытовало в народе? (Старины).

5.         Составьте схему построения сюжета.

1.2.      Задача для сценаристов.

1.         Выделить в былине ключевые эпизоды.

2.         Определить главных и второстепенных героев произведения.

1.3.      Задача для режиссеров.

Обосновать, каких актеров надо выбрать для выполнения ролей (по характеру, внешности).

1.4.      Задача для костюмеров.

1.         Какие художественные средства чаще всего встречаются в былине?

2.         Используя постоянные эпитеты, снарядить на битву богатыря, создать костюмы Соловья-Разбойника и князя.

1.5.      Задача для художников.

Опираясь на цитаты, опишите, какие декорации нужны для экранизации каждого эпизода.

1.6.      Задача для звукооператоров.

Проанализировав текст, создать звуковое сопровождение фильма.

На выполнение задач группам дается около 10 мин. Потом на основе результатов исследования текста проводится анализ произведения.

2.         Создание кинофильма.

2.1.      Запение. Выполнение гусляром былины.

2.2.      Повествовательная часть.

1)         «Родительское благословение».

2)         «Поездка богатыря».

3)         «Бой с черниговской силой черной».

4)         «Благодарность черниговцев».

5)         «Путь к Соловью-Разбойнику».

6)         «Поединок с Соловьем».

7)         «В стольном Киеве».

8)         «Смертная казнь разбойника».

2.3. Концовка. Слава богатыря.

•          Какие вставные эпизоды можно снять, во избежание большой киль

 кости статических сцен-диалогов? («Смерть людей от свиста»)

3. Подробная работа над сценами

3.1.      Запение.

•          Которым будет начало фильма? (Можно изобразить гусляра, который выполняет былину)

•          Кто еще присутствующий в кадре? (Слушателе)

•          Которыми будут их позы, выражения лиц?

•          Где находятся гусляр и слушатели? (Целесообразно изобразить их не в помещении, а на фоне природы, связав изображаемое с родной землей)

•          Какие сцены будет содержать наш фильм?

3.2.      Сцена первая - «Родительское благословение».

•          Где и когда происходит действие? (В селе Карачарові, утром)

•          Чему Илья Муромец выезжает на рассвете? (Богатырь хочет иметь как можно больше времени на дорогую. Кроме того, символическое значение утра - начало новой жизни героя)

•          Которым видим Илью Муромца? (Рассказ «костюмеров»)

•          Которыми видим его родителей? (Простые крестьяне, огорченные отъездом сына, но гордые его решением)

•          Чему Илья Муромец прежде всего просит родительского благословения?

•          Какую цель ставит перед собой герой?

3.3.      Сцена вторая - «Поездка богатыря».

•          Чем необыкновенная поездка героя?

•          Какие детали пейзажа срисуем? (Рассказ «художников»)

•          Кто главный герой этой сцены? (Богатырский конь, который способен нести богатыря так быстро, как тот желает)

•          Чем поражает конь?

3.4.      Сцена третья - «Бой с черниговской силой черной».

•          Сколько эпизодов в этой сцене? («Описание врагов», «Илья в бою»,

 «Взятие в плен царевичей-врагов»)

3.4.1. Эпизод «Описание врагов».

•          Какие цвета будут преобладать при создании этого эпизода? Почему?

•          Какие сравнения использованы при создании образа врагов? (Туман, воронье).

•          Почему в этой сцене обязательное появление стаи воронов? (Символ смерти).

•          Чьими глазами мы видим врагов? Как это показать в фильме? (Можно предложить две картины. Первая - враги глазами черниговцев. Это «черная сила». Соответственно, на лицах людей страх, отчаяние, но и желание продолжать борьбу. Вторая - видение нападавших Ильей. Перед ним препятствие, которое надо преодолеть. Выражение его лица решительное. Он уже сделал свой выбор - бороться с врагом).

•          Почему появляется образ тумана? (В фольклоре это символ блужданий, неопределенности, опасности, из него приходит бедствие. А враги, кроме всего, хотят разрушить церкви - моральный ориентир христиан).

•          Как подчеркнута сила нападавших?

3.4.2.   Эпизод «Илья в бою».

•          Каким возникает в этой сцене Илья?

•          Почему он, не раздумывая, бросается в бой?

•          Как подчеркнута чрезвычайная сила богатыря?

•          Какие художественные средства преобладают в этом эпизоде былины и почему? (Гиперболы).

•          Мог ли Илья сам победить врага? (Нет, богатыря нельзя представить без коня, который помогает в бою).

3.4.3.   Эпизод «Взятие в плен царевичей-врагов».

•          Опишите внешность и позы врагов-царевичей и богатыря. (Богатырь сидит на коне, а пленные стоят на земле. Головы неприятелей наклонены - они ждут, как решится их судьба).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать