Иосиф Александрович Бродский - выдающийся русский поэт, лауреат Нобелевской и других престижных премий - прошел нелегкий жизненный и творческий путь. Детские года будущего поэта прошли в городе на Неве. Отец Александр Иванович был журналистом и фотокорреспондентом, и морским офицером. Мать Мария Моисеевна работала бухгалтером. В 15 лет Бродский оставил школу, и устроился фрезеровщиком на завод, потом, работал в больничном морге, позднее освоил ряд профессий (кочегара, матроса, санитара, фотографа), несколько сезонов работал у геологов их экспедициях на Тянь-Шане, в Казахстане и в Якутии. Занимался также самообразованием, изучал польский и английский языки, англо-американскую поэзию, классическую мифологию, философию. И писать стихи начал в 17 лет, в скором времени получив популярность среди поэтической молодежи. В конце 50 - х и начала 60-х годов Й. Бродский тесно общается с многими молодыми ленинградскими поэтами. В 1962 году Э. Рейн знакомит его с А. А. Ахматовой, которая потом сыграла важную роль в его творческом формировании. Позднее Бродский рассказывал об «ахматовском кружке»: «Нас было четверо: Рейн, Пустьман, Бобишев и я. Анна Андреевна называла нас - «волшебный хор». В этот же время, в возрасте 23-24 лет Бродский прочитал Мандельштама, Цветаеву, Пастернака, потом стихи Р. Фроста и Д. Донна, которая, как он сам потом сознавался, ошеломили его «спокойным» ужасом. Очевидно, тональность этих стихов была созвучной к мироощущению молодого поэта, уже в ранних произведениях которого четко прозвучали мотивы тоски, пустоты и полнейшей тишины, горечи расставания. В первой половине 60-х годов стихи Бродского, которые уже стал популярными в неофициальных кругах, не находят выхода к читателю.

Поэту приходилось зарабатывать на жизнь переводами и этих заработков, по его словам, едва хватало на кофе, что он выпивал, работая над стихами. Вместе с тем в условиях последних месяцев хрущевской «оттепели» попал под вни мание «компетентных органов». В феврале 1964 года Й. Бродский был арестован, в марте был вынесен приговор, и поэта осудили «за дармоедство» на пять лет административной ссылки с привлечением к работе. Его реплики на суде: «Я работал. Я писал стихи» безжалостно отбросывались железными доводами судьи: он официально не принадлежит ни к которой организации, не имеет специального образования, как поэт официально не признан. Причина того, что Бродский попал под суд, - содержание его стихов. Поэт был сослан к село Норинского района Архангельской области на 5 лет с распоряжением обязательно работать. Но к нему  отнеслись по-человечески простые крестьяне, со временем с печалью и теплотой Бродский упоминал в стихах «Осень в Норинском», «В селе Бог жиет...» и там Бродский пробыл полтора года, потом поэт возвратил в Петербург. Здесь он попробовал активно войти в литературную жизнь, однако условия для творчества были откровенно запретными, и в 1972 году поэт вынужденный был эмигрировать к США. Перед отлетом он написал письмо тогдашнему главе правительства: «Оставляя Россию не из-за того, что сам того захотел, о чем возможно, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право ее которое дает мне полнейшее осознание того, что все сделанное МНОЙ, служит и еще будет служить лишь у имени российской культуры. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое присутствие в литературном процессе. Я принадлежу русской Культуре, осознаю себя ее составной частичкой, и никакое изменение места проживания на конечный результат повлиять не сможет. Язык наш древнейший и сильнее за государство».

Живя и работая в Соединенных Штатах, Й. Бродский стал преподавать в университетах и колледжах, выступать с лекциями и, достигши материальной независимости, смог более интенсивно заниматься литературным творчеством. Он выдал ряд поэтических сборников: «Стихи и поэмы», «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Римские элегии», «Новые стансы к Августе», «Урания». Йосиф Бродский выступил автором ряда эссе, очерков, литературно-критических статей. Говоря о его поэзии, следует отметить широту ее проблемно-тематического диапазона. Современность, история, так называемые «вечные», бытийные, экзистенциальные темы находят в его стихах всегда новое, своеобразное поэтическое трактование. Можно было бы выделить, как это сделал М. Крепе в книге «О поэзии Иосифа Бродского» (США, 1984), его «любимые, коренные темы - время, пространство, Бог, жизнь, смерть, искусство, поэзия, изгнание, одиночество».

В произведениях Бродского немало непосредственных отзывов на событии, связанные с его Родиной. Так, в стихе «Насмерть Жукова» историческая роль и масштабы деятельности героя-полководца Великой Отечественной войны и вместе с тем драматизм его личной судьбы передаются не только величественной торжественностью лексики и интонации, но и ассоциациями со всемирной и русской историей. «Стихи о зимней кампании 1980 года» - это непосредственный отзыв на войну в Афганистане, который едва лишь началась. Для поэта эта преступная и нечеловеческая акция не была приемлемой.

В 1987 году Шведская Королевская Академия удостоила Й. Бродского Нобелевской премии за достижение в литературе, он стало пятым и среди русских писателей наиболее молодым Нобелевским лауреатом. Через четыре года Й. Бродский стал вторым русским поэтом после А. Ахматовой, который получил мантию доктора в Оксфорде.