Гюнтер Грасс

К активной поддержке СДПГ Гюнтера Грасса привело признание безуспешности нонконформизма. Его настойчивая защита демократических прав и свобод, которые он считает реальными в условиях государственно-монополистического капитализма, сочеталась с антикоммунистическими тенденциями и нападками на своих коллег по революционному движению. В то же время Грасс пытался отмежеваться от тех заядлых антикоммунистов, которые ставят под вопрос политику международной разрядки.

Романы Грасса 70-х годов «Из дневника улитки» и «Камбала» затрагивают актуальные темы и проблемы.

Роман «Из дневника улитки» (1972) разъясняет причины, по которым Грасс поддерживал политику СДПГ. В книге собраны дневниковые записи его поездок во время предвыборной борьбы и разговоры в кругу семьи, эпизоды из детства и юности в Данциге и эпизоды из истории социал-демократии. Объединяют их размышления автора о своем месте в жизни. Для Грасса улитка - символ движения к прогрессу, который - если он вообще должен наступить - он связывает с прагматизмом социал-демократов. Чтобы доказать этот тезис, он не останавливается перед исторической компиляцией, отождествляет немецкое рабочее движение в целом с реформистской социал-демократией и замалчивает историческую несостоятельность правых кругов СДПГ до и после первой мировой войны.

Роман «Камбала» (1977) изобилует эпическими картинами, забавными выдумками и экстремальными ситуациями; использованы все регистры поэтической фантазии.

Тема романа - эмансипация женщины. В качестве композиционной основы

Грасс берет девятимесячный срок беременности, в течение которого героиня романа, Ильзе Бильзе, и рассказывает девять историй о спаривании и питании как вообще саму историю. Хотя действие этих рассказов всякий раз происходит в других исторических ситуациях, автор сводит все исторические события и бои к одному неизменному закону: мужское начало показано как решительно-активное, осуществляющее перемены, созидающее и разрушающее и противопоставлено женскому началу как хранящему нежность, мягкому, любящему, стряпающему и рассуждающему и с помощью этих достоинств творящему историю. Камбала как олицетворение мужского начала должна нести ответ перед феминистским трибуналом, что дает автору щедрую возможность высмеять абсурдность феминизма. При этом сама проблема эмансипации уходит из поля зрения, потому что становится лишней для самого Грасса, который признает вышеназванные функции полов и «доказывает» это на исторических примерах. Женщина воплощает здесь то, чем она была и всегда, только немного хуже, потому что испорчена идеями эмансипации. В 1978 году была опубликована повесть Грасса «Встреча в Тельгте» - о писателях немецкого барокко конца Тридцатилетней войны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент