Григор Тютюнник «Климко». Путешествия дорогами Климка в поисках добра и милосердия. Урок – мысленное путешествие

Цель:             исследовать идейное содержание произведения, усвоить морально-этические уроки произведения, развивать навыки художественного анализа произведения, умение выделять художественные средства, воспитывать черты добра и милосердия.

Тип урока:     формирование умений и навыков.

Форма проведения: мысленное путешествие.

Оборудование: портрет писателя, карта путешествия Климка, краеведческий уголок, в котором собраны вещи времен Великой Отечественной войны, альбом с фотографиями времен войны, изготовленные листы-тетради для каждого ученика.

Вы - соль земли. Когда соль выветрится, чем насолить ее?

Евангелие от Матвея 5:13.

Ход урока.

І. Мотивация обучения школьников.

Учитель показывает собранный учениками фотоальбом военных лет, в котором представлены их родственники: участники военных действий, работники тыла, дети войны. Ученики коротко рассказывают о тех родственниках, которые прошли через тяжелое время войны, повествуют известные в семье события тех лет.

Учитель. Нелегкой была дорога войны, которой прошел весь наш народ. Сегодня, анализируя повесть Григора Тютюнника «Климко», мы с вами отправимся в мысленное путешествие, чтобы лучше понять, как жилось в то жестокое время детям. Чтобы лучше ощутить все испытания, которые выпали на судьбу простых людей и научиться видеть добро и зло на нелегких жизненных путях.

Перед вами лежат листы-путеводители, которые на протяжении урока мы с вами заполним, и, возможно, выйдем с урока, обогатившись новым опытом. Возьмите эти тетради в руки. Автором предложенного исследования будете вы, поэтому в графе «автор» впишите, пожалуйста, свою фамилию и имя.

 

Прочитайте эпиграф к нашему путешествию. Эти слова о Соли Земли взятые из Нового Завета. Они касаются людей честных, с чистой совестью, людей, которые выполняют христианские заповеди.

(Далее подаем образец тетради с печатной основой, в которой ученики будут выполнять задачи. Комментарии учителя к задачам будем подавать дальше курсивом).

За каждую правильно выполненную задачу зачислите себе указанное количество баллов (или часть баллов). В конце урока вы сами сможете оценить свою работу.

Исследовательская страница «Путь героя».

(Первый этап работы - разминка. Разгадывание кроссворда. Ученики, разгадав кроссворд, читают в вертикальном столбике ключевое слово).

 

  1       ,        
    2                
  3              
4              

1. В какой город отправился Климко за солью?

2. Кто оккупировал поселок, в котором жил Климко?

3. Что заставило людей менять дорогие вещи на продовольствие?

4. Как звали друга Климка?

Тесты.

1. Названо ли в повести поселок, в котором жил Климко?

а) Да;

б) Нет.

2. На каком расстоянии он находился от станции Дебальцево?

а) 30 км;

б) 80 км;

в) 60 км.

3. В какой город надо было идти Климку?

а) Артемовск;

б) Дружковка;

в) Константиновка.

4. Какими дорогами идет Климко?

а) Реальной;                              1) Зеленой;

б) дорогой воспоминаний;     2) серой;

в) дорогой-символом.          3) голубой.
Ученики выбирают цвет каждой дороги и комментируют, почему дорога представляется им именно такого цвета.

Какое добро и зло видит Климко на каждой из дорог.

Добро                                 Зло

А Б В

Страница «Глазами художника».

1. Найдите в нашем краеведческом уголке предметы, которые являются художественными деталями в повести. Какую роль играют эти предметы? Ученики находят в краеведческом уголке вещи, которые являются художественными деталями в повести, и зачитывают соответствующие эпизоды в произведении. Дорисуйте те детали, которых не хватает на рисунке.

 

Какую идею воплощает автор этими деталями?

2. Найдите соответствие.

Выполнив задачи, ученики читают определение каждого литературоведческого термина.

1.  Художественная деталь.

2.  Прототип.

3.  Экскурс.

а) Отход от основной сюжетной линии и основной темы произведения с целью освещения каких-то дополнительных или побочных вопросов.

б) Выразительная деталь из произведения, которая подает определенный эпизод, событие или случай в неожиданном ракурсе.

 

в) Реальный человек, внешность, характер, жизненные события, поступки которого автор описал, создавая литературный образ. Прочитайте, как заканчивается повесть. Каких элементов не хватает в этой детали? Дорисуйте их. Какие чувства вызывает эта деталь?

3. Прочитайте последнее предложение. Дает ли нам это предложение надежду, что Климко будет жить?

Продолжите предложение.

Я считаю ________________________________  . Я думаю

так, так как…
____________________________________________________ ...

Ведь результат всегда ___________________________  .

Итак, можно считать, что в повести «Климко» может быть __
_____________  конец.

Творческая страница.

1.  Напишите, какой диалог мог состояться между Климко и Зульфатом? 

2.  С помощью «зашифрованного прямоугольника» прочитайте ключевые слова, которые лежат в основе идеи повести. 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент

о

д

о

б

р

о

т

а

н

а

x

о

р