x x
menu

Грандиозная панорама потустороннего мира, отражение современных автору политических реалий и исторических событий

Цель:   проанализировать содержание І, V песен «Ада», проследить неоднозначность образов и ситуаций, отношение автора к образам Франчески и Паоло, раскрыть их аллегорическое содержание; развивать навыки анализа художественного текста, умение характеризовать художественный образ, устную речь, определять художественные средства их создания формировать философское восприятие окружающего мира, воспитывать гуманность, сдержанность, уважение к другим, интерес к мировоззренческим проблемам, к достояниям мировой культуры.

Тип урока: изучение нового материала с элементами углубленного анализа текста, беседы эвристического характера, пообразного анализа, характеристики героев и литературного исследования.

Оборудование: тексты «Божественной комедии», иллюстрации к произведению разных художников, картины, навеянные сюжетом «Божественной комедии», компьютер, творческие задачи, кроссворд, головоломка, задача для метода «Пресс», фонограмма записи симфонии П. Чайковского « Франческа да Римини».

  • Единый план «Ада» есть уже плод высокого гения.
  • А. Пушкин.

Ход урока.

І. актуализация опорных знаний.

•          Какие произведения Данте вы знаете?

•          Кому посвящена книга «Новая жизнь»?

•          Кто являются главными образами поэмы «Божественная комедия»?

•          Когда впервые опубликована поэма именно под таким названием?

ІІ. Подготовка к восприятию учебной темы.

Вступительное слово учителя. Наверное, любой из нас рано или поздно начинает задумываться, зачем, ради какой цели он живет, что он должен сделать за свое существование на земле. Сызмала учителя и родители учат нас быть добрыми, честными, искренними, доброжелательными. Эти добродетели характеризуют порядочных людей, какими хочется родителям видеть своих детей. Об этом же стремился поведать в своей поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. Он считал, что человек может улучшить свое земное положение, обратившись к творческим силам своей души. В этом, по его мнению, путь к духовному спасению человека и мира. Данте в своей поэме изображает не просто путешествие героя по потустороннему миру, а путешествия его души и встречи с другими душами, с целью выяснения морального состояния человека и человечества вообще. Какими увидел людей герой Данте? Об этом пойдет речь на нашем уроке.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы, цели урока.

Задачи нашего урока:

1)         определить аспекты, в которых Данте предлагал понимать образы и ситуации своего произведения;

2)         проанализировать содержание І и V песен «Ада»;

3)         охарактеризовать образы поэмы.

IV. формирование знаний, умений, навыков с элементами проверки домашней задачи

1.         Литературное исследование

Сам Данте утверждал, что его поэму можно рассматривать с четырех взглядов:

•          первый аспект: буквальный: текст понимается так, как он написан;

•          второй аспект: аллегорический: под описанными ситуациями следует понимать ситуации внешнего мира;

•          третий аспект: моральный: в произведении описываются переживания и чувства человека;

•          четвертый аспект: философский: осмысление мысли о вечном, движение человека в моральном плане.

Итак, автор старался показать реальных людей, или таких, которые существовали в истории, а мы должны с вами это исследовать, обработав содержание произведения, определив основные черты характера героев, причины их поступков.

2.         Беседа на восприятие І песни «Ада».

•          О чем рассказывается в песне?

•          Назовите главного ее героя.

•          Какие чувства его охватили?

•          Кто препятствует ему?

•          Кто спас Данте от зверей?

•          Где происходит действие?

•          Куда ведет героя Вергилий?

3. Творческая задача с элементами исследования.

І вариант.

Работа с таблицей «Многозначность образов и ситуаций в І песне «Божественной комедии» и комментарий учителя: таблица и варианты ответов расположены на мониторах компьютеров, задача для одаренных учеников: правильно расположить ответы (например, найти соответствие образов и содержания, определить многозначность образов).

II         вариант: определить элементы сюжета І песни.

1)         экспозиция - блуждание героев в темном лесу;

2)         завязка - встреча с хищниками;

3)         развитие действия - Вергилий спасает поэта от хищников, предлагает ему оставить «дол этот» и найти другой путь для души;

4)         кульминация - поэт духовно прозревает, он готов пройти вслед за Вергилием все трудные пути в поисках морального очищения;

5)         развязка - поэты идут в потусторонний мир.

III        вариант:

1)         выписать героев;

2)         составить план прочитанного.

4. Проведение беседы с элементами пообразного анализа героев.

1)         Характеристика образа Поэта:

•          какие главные образы вводит Данте в свою поэму? (Поэт, Вергилий, Беатриче);

•          от какого лица идет речь? Чем это обусловлено? (От первого, автор хочет показать, что и он сам такой же грешник, как и другие духи: старается найти правильный путь в жизни);

•          насколько сознательно автор дает своему герою 35 лет? (Это приблизительно половина человеческой жизни, когда каждый должен осознать сущность своего пребывания на земле);

•          почему автор решил предоставить рассказу форму путешествия, странствий? Как это связано с его собственной судьбой? (Писатель был изгнан из родного города, он стремился найти свое место среди политиков своего времени, искать истинный и единственно верный путь, после изгнания искал приют в разных городах Италии);

•          что ищет душа Поэта? (Духовные идеалы для себя и человечества);

•          какие черты героя нужно отметить? (Он сильный и смелый, ведь далеко не каждый согласился бы на такое путешествие);

•          каким вы представляете себе Поэта? (Проверка домашней задачи). Мысль обоснуйте.

2)         Характеристика образа Вергилия:

•          что вам было известно о Вергилии до прочтения поэмы? (Римский поэт, автор «Энеиды», он вводил в сюжет своей поэмы путешествие героя в царство мертвых);

•          как автор характеризует Вергилия в І песне? Найдите и зачитайте цитаты;

•          какой моральный аспект отображен в этом образе? (Это образец человеческих и общественных добродетелей);

•          почему именно его автор дал проводником Поэта, живой души? (Он может вывести героя к свету, дать советы, стать хорошим путеводителем; кроме того, автор хочет показать таким образом спасительную роль античного искусства);

•          что олицетворяет собой этот герой? (Божественную мудрость);

•          к чему призывает Вергилий Данте? (Вергилий провозглашает мудрую речь, в которой поучает героя, обещает ему показать путь к познанию человеческой души и мира);

•          как относится к нему Поэт? (Набожно, считает своим учителем);

•          каким вы представили Вергилия? (Проверка домашней задачи). Мысль обоснуйте.

Прослушивание фонозаписи отрывка из симфонии П. И. Чайковского «Франческа да Римини» (впечатление учеников от услышанного и дальнейшая характеристика героини). 3) Характеристика образа Беатриче:

•          кто такая Беатриче в жизни Данте? (Соседская девочка, в которую он пылко влюбился);

•          какое аллегорическое содержание вложено в этот образ? (Идеал Красоты, Нежности, Любви);

•          почему именно она повела Поэта в Рай? (Это чистая душа, любовь к ней делает Поэта лучше, светлее);

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать