Цель: совершенствовать умение работать над текстологическим анализом произведения, сопоставлять поступки героев, высказывать личное отношение к проблемам, которые поднимаются в произведении, аргументируя собственную точку зрения цитатами; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: портрет Дж. Свифта, иллюстрации к произведению Виктора и Валерия Шатуновых.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учеников.

1.  Проверка домашней задачи, выполненной первой группой.

Найти в тексте сравнения физических размеров и связанных с ними возможностей Гулливера и лилипутов. (Прозвище «Куиноус Флестрин» — Человек-Гора.

  • Количество пищи для Гулливера.
  • Перевозка Гулливера средствами лилипутов, которое длилось 2 дня, хотя это расстояние он бы мог пройти быстрее.
  • Наибольший в стране дом, куда Гулливер мог войти только присев на корточки.
  • Крохотные человечки стояли на груди у великана.
  • Шпага императора, которая напомнила Гулливеру иглу для штопанья.
  • Обыск и впечатления, которое оказали на лилипутов вещи Гулливера.
  • Пять коней, которые привезли шляпы).

2.  Проверка задачи, выполненной второй группой.

Доказать, что отношение Гулливера к жителям Лилипутии положительное. Перечитать эпизод о том, как лилипуты обидели Гулливера во время прогулки, бросая в него землей, и как их отдали ему для расправы.

  • Какие слова и выражения употребляет автор, характеризуя поведение Гулливера? («Решил напугать», «сделал вид», «просто игра для потехи и науки для других», «Человек-Гора улыбается, и лицо у него хорошее»).
  • Как отреагировал лилипут, когда Гулливер взял его и поставил на землю? («С облегчением вздохнул, низко ему кланялся и исчез в толпе»; «много кто  начал  хлопать в ладони»).

Какое впечатление произвело поведение Гулливера на простых
людей страны? Почему? (У этого большого по размерам человека большое сердце и добрая душа.)

3.     Фронтальная беседа.

  • Что еще демонстрирует доброе отношение Гулливера к лилипутам? (Старался никому не повредить, даже не смять травы и цветов).
  • Что может свидетельствовать об огромной заинтересованности Гулливера жизнью лилипутов? (Изучение их языка).

Вспомните,   пожалуйста,   пословицы  которые объясняли бы мотив такого отношения к языку лилипутов. (Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек).

Как вы считаете, на самом ли деле Гулливер такой, или перед нами образец
человека эпохи Просвещения?

4.     Развитие связной речи (с использованием иллюстративного
материала).

  • Докажите, пожалуйста, что авторам иллюстраций удалось показать доброе отношение Гулливера к маленьким человечкам.
  • А есть ли на иллюстрациях указание на то, что отношение государственных управленцев Лилипутии к Гулливеру не очень хорошее и искреннее? (Цепи на ногах).

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Создание учениками вместе с учителем на доске схемы «Государственное устройство Лилипутии».

Цель: выяснить, что же представляла собой страна, в которую попал наш герой. Вопросы, которые могут помочь:

1)   Кто правит страной?

2) Какие в Лилипутии существуют почетные титулы и звания?

3)   Однородно ли население страны политическими взглядами?

4) Какие отношения у Лиллипутии с соседями?

5)   В чем соседи имеют большое преимущество?

2. Использование приема «Свободный микрофон».

Как вы считаете, почему Гулливер сразу не заметил, что лилипуты не мирный народ и что они воюют?

3. Развитие речи. Ролевая игра.

1)    От лица императора предложите Гулливеру:

а)  забрать флот Блефуска;

б) помочь захватить и подчинить остров.

2) От лица Гулливера дайте ответ императору и опишите детально
свои действия относительно флота Блефуска.

ІІІ. Подведение итогов урока.

Высокий (большой) человек может приобретать величественность в своих поступках, в добром, искреннем отношении к другим. «Золотое правило морали» проявляется в любых случаях в любые времена: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

IV. Домашняя задача.

Вспомните причину ссор в государстве между придворными и причину войны с Блефуском и проиллюстрируйте ее подобранными крылатыми выражениями.

Нарисуйте или опишите один из ведущих моментов пребывания Гулливера у лилипутов.