x x
menu

Гоцци Карло

Дата рождения - 13 декабря - 1720 Дата смерти - 04 апреля - 1806 Carlo Gozzi Итальянский драматург 13 декабря 1720 – Карло Гоцци родился в Венеции в обедневшей дворянской семье. Получает домашнее образование, с юных лет увлекается литературой. 1740 – в 20 лет поступает на военную службу в Далмации, потом плавает на военном корабле, обучается в кавалерийской школе. 1744 – возвращается в Венецию. 1747 – вместе с братом, известным писателем Гаспаре Гоцци, участвует в деятельности шуточной Академии Гранеллески (Академии «зерносбирателей» или «чепухословов»), объединявшей поклонников старинной поэзии, мечтающих о возрождении чистоты итальянского языка и являющихся врагами литературных и идейных новшеств. 1757 – в комическом альманахе «Парусник власти» (La Tartana degli influssi) публикует сатирическую статью «Улов влияний за 1756 год». Она продолжает серию литературных памфлетов Гоцци, высмеивающих просветительскую реформу итальянского театра, осуществлявшуюся в 50-е годы К.

Гольдони, суть которой состояла в отказе от традиционной комедии дель арте с ее персонажами-масками и предпочтении реализма. Гоцци же с самого начала творческой деятельности ратует за возрождение традиций комедии масок.

1761 – поставлена пьеса «Любовь к трем апельсинам» (L'amore delle tre melarance), написанная в привычной форме сценария комедии масок и явившаяся плодом эстетических воззрений Гоцци и развернувшейся полемики между ним и Гольдони. Пьеса имеет оглушительный успех. Ею Гоцци начинает ряд сказочных пьес, названных им «фьябами» и созданных в противопоставление драматургии Гольдони. В основу их сюжетов Гоцци кладет детские сказки, фольклорные мотивы и использует принципы комедии дель арте (персонажи-маски – Панталоне, Труффальдино и др; диалектическая импровизация и т. д.Их Гоцци создает уже как литературные, писаные комедии, затем записывает и «Любовь к трем апельсинам», придав пьесе подзаголовок «Разбор по воспоминанию». Впоследствии «Любовь к трем апельсинам» легла в основу оперы С.

Прокофьева (1921). В этом же 1761 году Гоцци пишет сказку-фьябу «Ворон» (Il Corvo) и поэму-сатиру на венецианское общество «Причудница Марфиза» (La Marfisa bizarra), в которой ведет борьбу с рационалистической приземленностью Просвещения и продолжает нападки на Гольдони и П. Кьяри. 1762 – «китайская драматическая трагикомическая сказка» «Турандот» (TurandotШиллеровская обработка «Турандот» позднее легла в основу оперы Дж. Пуччини.

В этом же году написаны фьябы «Женщина-змея» (La donna serpente) и «Король-олень» (Il re cervo). 1763 – фьяба «Зобеида». 1764 – фьябы «Счастливые нищие» и «Синее чудовище».

1765 – фьябы «Дзеим, царь джинов, или Верная раба» и «Зеленая птичка» (L'augellin belverde). Все свои 10 фьяб Гоцци пишет специально для труппы Антонио Сакки, известного актера-импровизатора. В них соединяются изящество, богатая фантазия, поэтичность, комический и пародийный элемент и торжествуют высокие чувства, восхваляются энергия и отвага человека в борьбе за благородные цели. Для них характерны резко контрастные сочетания – светлого и темного, доброго и злого, высокой патетики героических персонажей, изъясняющихся архаическими стихами, и площадной буффонады, носителями которой являются Труффальдино, Панталоне, Бригелла, Тарталья, говорящие на венецианском диалекте. После того, как жанр фьябы исчерпал себя и перестал пользоваться успехом у венецианцев, Гоцци пишет комедии в духе испанской «комедии плаща и шпаги». 1767 – пьеса «Мстительная женщина». 1771 – комедия «Женщина, истинно любящая».

1772 – комедия «Принцесса-философ». В этом же году выходит первое собрание сочинений Карло Гоцци. В предпосланном ему эссе «Чистосердечное рассуждение и подлинная история происхождения моих десяти сказок для театра» автор излагает собственное эстетическое кредо и в очередной раз выступает против драматургии Гольдони, пьесы которого, по мнению Гоцци, грешат плебейским недостатком вкуса и излишней реалистичностью. 1776 – комедия «Любовное зелье». 1780-1797 – работает над мемуарами, дав им название «Бесполезные воспоминания» (Memorie inutiliВ них воссоздана яркая картина венецианской жизни и схваток, участником которых был Гоцци. 1782 – Антонио Сакки распускает свою труппу, и Гоцци прекращает всякую работу для театра. 4 апреля 1806 – Гоцци умер.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать