x x
menu

Главный мотив пьесы «На дне»

Во всех пьесах М.Горького громко звучал важный  мотив - пассивный гуманизм, обращенный лишь к таким  чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставление ему гуманизма активного, возбуждающего в людях  стремление к протесту, сопротивлению, борьбе. Этот мотив  составил главное содержание пьесы, созданной Горьким в  1902 году и сразу вызвавшей бурные дискуссии, а затем  породившей за несколько десятилетий такую огромную  критическую литературу, какую немногие из драматических шедевров породили за несколько веков. Речь идет о  философской драме «На дне».  Пьесы Горького - это социальные драмы, в которых  обычна проблематика и необычны герои. У автора нет  главных и второстепенных героев. В сюжете пьес главное -  не столкновение людей в каких-то жизненных ситуациях,  а столкновение жизненных позиций и взглядов этих людей.  Это - социально-философские драмы.

Все в пьесе подчинено философскому конфликту, столкновению различных  жизненных позиций. И именно поэтому напряженный  диалог, часто спор - вот главное в произведении драматурга. Монологи в пьесе редки и являются завершением  определенного этапа спора героев, выводом, даже авторской декларацией (например, монолог Сатина). Спорящие  стороны стремятся убедить друг друга - и речь каждого из  героев ярка, богата афоризмами.  Развитие действия пьесы «На дне» течет по нескольким параллельным руслам, почти независимым друг от  друга.

В особый сюжетный узел завязываются отношения  хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, ее сестры Наташи и вора Пепла, - на этом жизненном материале можно было бы создать отдельную социально-бытовую драму. Отдельно развивается сюжетная линий,  связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося «на дно» слесаря Клеща и его умирающей жены  Анны.

Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведева и Квашни, из судеб Актера,  Бубнова, Алешки и других. Может показаться, что Горький  дал лишь сумму примеров из жизни обитателей «дна» и что,  по существу, ничего не изменилось бы, если бы этих  примеров было больше или меньше.  Кажется даже, что он сознательно добивался разорванности действия, деля то и дело сцену на несколько участков, каждый из которых населен своими персонажами и  живет своей особой жизнью.

При этом возникает интересный многоголосый диалог: реплики, звучащие на одном из  участков сцены, как бы случайно перекликаются с репликами, звучащими на другом, приобретая неожиданный  эффект. В одном углу сцены Пепел уверяет Наташу, что  никого и ничего не боится, а в другом - латающий картуз  Бубнов говорит протяжно: «А ниточки-то гнилые...»

И это  звучит как злая ирония по адресу Пепла. В одном углу  спившийся Актер пытается и не может продекламировать  любимое стихотворение, а в другом Бубнов, играющий в  шашки с городовым Медведевым, злорадно говорит ему:  «Пропала твоя дамка...» И опять-таки кажется, что это  обращено не только к Медведеву, но и к Актеру, что речь  идет не только о судьбе партии в шашки, но и о судьбе  человека. 

Такое сквозное действие носит сложный характер в  этой пьесе. Чтобы понять его, надо разобраться в том,  какую роль играет здесь Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты - надейся!», «Ты - верь!» Лука -  незаурядная личность: умен, у него громадный опыт и  острый интерес к людям. Вся философия Луки сжата в  одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Он  уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь,  да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль утешительной ложью.

Он при этом искренне жалеет людей  и искренне хочет им помочь.  Из столкновений подобного рода и образуется сквозное действие пьесы. Ради него Горькому и понадобились  как бы параллельно развивающиеся судьбы разных людей.  Это - люди разной жизнеспособности, разной сопротивляемости, разной способности верить в человека. То, что  проповедь Луки, ее реальная ценность «проверяется» на  столь разных людях, делает эту проверку особенно убедительной.  Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни  покоя: «Ты - с радостью помирай, без тревоги...» А в Анне,  напротив, усиливается желание жить: «... еще немножко...  пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь  можно потерпеть... можно!»

 Это - первое поражение Луки.  Он рассказывает Наташе притчу о «праведной земле»,  чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности  обмана. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем с собой:  «Не стерпел обмана».

И эти слова бросают свет на трагедию  Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего  вынести горького разочарования.  Краткие диалоги старика с его «подопечными», переплетаясь между собой, сообщают пьесе напряженное внутреннее движение: растут призрачные надежды несчастных.  А когда начинается крушение иллюзий, Лука незаметно  исчезает.  Самое большое поражение терпит Лука от Сатина. В  последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и все  спорят о том, кто он такой и чего, собственно, добивается,  усиливается беспокойство босяков: как, чем жить? Барон  выражает общее состояние. Сознавшись, что он раньше  «никогда и ничего не понимал», жил «как во сне», он  раздумчиво замечает: «... ведь зачем-нибудь я родился...»  Люди начинают слушать друг друга.

Сатин сначала защищает Луку, отрицая, что тот - сознательный обманщик,  шарлатан. Но эта защита быстро превращается в наступление - наступление на ложную философию Луки. Сатин  говорит: «Он врал... но - это из жалости к вам... Есть ложь  утешительная, ложь примиряющая... Я - знаю ложь! Кто  слаб душой... и кто живет чужими соками, - тем ложь    309  нужна... Одних она поддерживает, другие - прикрываются  ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет  чужого - зачем ему ложь? Ложь - религия рабов и хозяев...  Правда - бог свободного человека!» Ложь как «религию  хозяев» воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев. Лука  воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую  их слабость и придавленность, их неспособность бороться,  склонность к терпению, к примирению.  Сатин делает вывод: «Все - в человеке, все - для  человека!

Существует только человек, все же остальное -  дело его рук и его мозга». И хотя для Сатина его сожители  были и останутся «тупы, как кирпичи», а он сам дальше  этих слов тоже не пойдет, впервые в ночлежке раздается  серьезная речь, ощущается боль из-за погибшей жизни.  Приход Бубнова усиливает это впечатление. «Где  народ?» - восклицает он и предлагает «петь... всю ночь»,  отрыдать свою бесславную судьбу. Вот почему Сатин откликается на известие о самоубийстве Актера резкими  словами: «Эх... испортил песню... дурак!» Эта реплика  имеет и другой акцент. Уход из жизни Актера - снова шаг  человека, не выдержавшего правды.  Каждый из последних трех актов «На дне» кончается  чьей-нибудь смертью.

В финале II действия Сатин кричит:  «Мертвецы не слышат!» Движение драмы сопряжено с  пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. Именно  здесь заключен главный гуманный, нравственный смысл  пьесы, хотя она и заканчивается трагически.  Проблема гуманизма сложна тем, что ее нельзя решить  раз и навсегда. Каждая новая эпоха и каждый сдвиг в  истории заставляют ставить и решать ее заново. Вот почему  могут возникать снова и снова споры о «мягкости» Луки и  грубости Сатина.  Многозначность горьковской пьесы привела к разным  театральным ее постановкам.

Самым ярким было первое  сценическое воплощение драмы (1902) Художественным  театром, режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, при непосредственном участии М.Горького. Станиславский позже писал, что всех покорил «своеобразный романтизм, с одной стороны граничащий с  театральностью, а с другой - с проповедью». 

В 60-е годы «Современник» под руководством О.Ефремова как бы вступил в полемику с классической трактовкой «На дне». На первый план была выведена фигура Луки.  Его утешительные речи поданы как выражение заботы о  человеке, а Сатина одергивали за «грубость». Духовные  порывы героев оказывались пригашенными, а атмосфера  действия - приземленной.  Споры о пьесе вызваны разным восприятием драматургии Горького. В пьесе «На дне» нет предмета спора,  столкновений. Отсутствует и непосредственная взаимооценка героев: их отношения сложились давно, до начала  пьесы. Поэтому подлинный смысл поведения Луки открывается не сразу.

Рядом с озлобленными репликами обитателей ночлежки его «благостные» речи звучат контрастно,  человечно. Отсюда и рождается стремление «гуманизировать» этот образ.  М.Горький психологически выразительно воплотил  перспективную концепцию человека. Писатель раскрыл в  нешаблонном материале острые философско-нравственные конфликты своего времени, их поступательное развитие. Для него было важно пробудить личность, ее способность к размышлению, постижению сущности. 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать