x x
menu

Главные герои Эпопея «Хождение по мукам»

 «Хождение по мукам» — глубоко лирическая книга. Как говорил сам писатель, это — «хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падению, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием Первой мировой войны и кончающейся первым днем Второй мировой войны».

Через всю громадную эпопею Толстого проходят судьбы четырех героев — сестер Булавиных, Кати и Даши, Ивана Ивановича Телегина и Вадима Петровича Рощина. В их жизни отразились многие из тех поисков, сомнений, колебаний, ошибок, которые пережила русская интеллигенция в сложное и трудное время революции и гражданской войны.

Империалистическая война обнажила глубокую пропасть между народом и интеллигенцией: «...существует какая-то Россия, пашет землю, пасет скот, долбит уголь, ткет, кует, строит, существуют люди, которые заставляют ее все это делать, а мы — какие-то третьи, умственная аристократия страны, интеллигенты, — мы ни с какой стороны этой России не касаемся». Герои Толстого по-разному реагируют на это. В салоне Екатерины Дмитриевны, в богемной телегинской коммуне, на огромном петербургском заводе, в религиозно-философском обществе, на улицах, в армии — везде русские люди пытаются осмыслить происходящее, найти в нем свое место. Всем ясно, что страна гибнет. «Родины у нас с вами больше нет, — говорит Телегину Рощин, — есть место, где была наша родина. Великая Россия перестала существовать».

Толстой показывает духовную опустошенность части интеллигенции, разврат, эпидемию самоубийств. В стихах модного поэта Бессонова искали возможность «забыться, обессилеть, расточить что-то драгоценное, затосковать по тому, чего никогда не бывает». В образе Бессонова писателю удалось создать тип поэта-декадента, далекого от реальных проблем русской жизни. В его стихах — предчувствие катастрофы. Он прорицает: «...На Россию опускается ночь для совершения страшного возмездия». Символична нелепая гибель Бессонова: его задушил душевнобольной солдат. Бессоновы не нужны России — к такому выводу подводит автор романа. Это одно из немногих мест, где Толстой сохранил настрой своего первого романа «Хождение по мукам», написанного в эмиграции. В свое время его ошеломила поэма «Двенадцать»: «Тогда казалось можно было задохнуться от негодования и ярости. Блок стал большевиком».

Литературоведы предприняли немало усилий, чтобы доказать, что Бессонов — это вовсе не Блок. Внес какие-то поправки и сам Толстой. Но и в последнем варианте романа у Бессонова звучат несомненно блоковские мотивы. Подобное сближение не оправдано.

Выразителен в книге тип интеллигента-либерала Н. И. Смоковникова. Он развертывает бурную деятельность, поддерживая партии, борющиеся против самодержавия, и после февральской революции становится на сторону Временного правительства. Смоковников бесконечно далек от верного понимания процессов, идущих в стране. Он был убит на солдатском митинге, когда выкрикивал лозунги Временного правительства, призывая продолжать империалистическую войну. Так раскрывается основная черта его облика. Намек на нее содержится уже, как это часто бывает у Толстого, в фамилии персонажа. Смоковница — дерево, за свою бесполезность наказанное по библейскому преданию бесплодием.

Екатерина Дмитриевна Булавина — жена Смоковникова — выросла в семье уездного интеллигента, близкого по убеждениям ее мужу. Поэтому на первых порах их деятельность не вызывала у нее сомнений. Она — красивая умная женщина — становится хозяйкой модного петербургского салона. Ее цель — жить простой человеческой жизнью, честно, в любви и преданности. Но жить так в том окружении, где она находилась, было невозможно: кругом ложь, нечистоплотность, пустословие. Катя глубоко страдает от этого. Постепенно она прозревает и начинает понимать, что собой представляет ее муж.

У истоков и Вадим Рощин. Он, дворянин и офицер, воспитан в монархическом духе. С детства ему внушалась любовь к царю и отечеству. И хотя он видит, что Россия на краю гибели, и понимает, кто виновник этого, — долг и присяга для него превыше всего. Поэтому революцию он воспринимает как катастрофу. Ему предстоят наитруднейшие испытания.

Иван Телегин — инженер. Он работает на заводе. Близость к рабочим позволяет ему видеть происходящие события в ином свете, по-другому оценивать их. Но политические взгляды Телегина были далеки от какой бы то ни было системы: «Он ничего особенного не говорил и не делал, но было ясно, что это честный человек, насквозь ясный, свой». Его главное убеждение — «что и у нас когда-нибудь хорошо будет». Возражая Рощину, который оплакивал навсегда погибшую Россию, Телегин сказал: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется, — оттуда пойдет русская земля».

Толстой — большой мастер. Как живые встают со страниц «Хождения по мукам» обаятельные фигуры его героев. С неослабевающим интересом воспринимается развитие отношений Даши и Телегина. Он прекрасно передает поэзию зарождающейся, а затем и расцветающей любви. Его герои вообще необыкновенно высоко ставят любовь в иерархии человеческих ценностей: «Пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется только одно — кроткое, нежное, любимое сердце ваше», — говорит Кате Вадим Рощин.

Толстой — тонкий психолог. Лирические сцены в трилогии глубоко трогают читателя. Навсегда потрясают страницы, где описано горе Даши, потерявшей ребенка. Не меньшее впечатление производят и массовые сцены. Правдиво рисует Толстой военные картины. В изображении войны он следует традиции своего великого предшественника: «Севастопольские рассказы» Л. Н.Толстого служат ему образцом.

Оценивая композицию «Хождения по мукам» в целом, можно считать, что «Сестры» содержат в себе экспозицию и завязку произведения. «Восемнадцатый год» развивает действие, в результате которого герои получили право сказать о себе: «В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено, чище мы чистого» — эти слова взяты 'эпиграфом ко второму роману трилогии.

Как уже говорилось, центр тяжести во второй части переместился. На первый план вышли «тяжкие шаги истории», изображение ожесточенной классовой борьбы в годы гражданской войны. Неизбежным следствием явились пафосные риторические монологи и образы чисто идеологической направленности: «Кто ждал, что Великороссия, отрезанная от морей, от хлебных губерний, от угля и нефти, нищая, в тифозном жару, не покорится, — стиснув зубы, снова и снова пошлет сынов своих на страшные битвы... Год назад народ бежал с фронта, страна как будто превратилась в безначальное анархическое болото, но это было неверно: в стране возникали могучие силы сцепления; над утробным бытием поднималась мечта о справедливости. Появились необыкновенные люди, каких раньше не видывали, и о делах их с удивлением и страхом заговорили повсюду».

Поначалу подобные чисто иллюстративные вкрапления кажутся в тексте инородными, но затем приходит понимание того, что иллюстративность вообще основной принцип изображения исторических событий и лиц: писатель отказался в этой области от оригинальных художественных исследований. Вот еще один выразительный пример.

Сложным процессам, протекавшим в стране в эти годы, Толстой дает теперь совершенно иное, чем в первом варианте романа, истолкование. Во главе «необыкновенных людей» — Ленин. Он появляется дважды: «...Мы победим и голод, и контрреволюционеров, пользующихся этим голодом...» Рука его вылетела из-за жилета, уничтожила кого-то в воздухе и повисла над залом».

Известно, какие строгие ограничения обуздывали фантазию художников, обращавшихся к образу Ленина. Компетентные органы строго следили за тем, чтобы авторы ни на йоту не уклонялись от предписаний. Им только и оставалось, что объяснять уже объясненное и изображать уже известное. Вот и Толстой в слове повторил живописное и скульптурное изображение вождя, к тому времени уже широко растиражированное по всей стране.

В романе «Восемнадцатый год» завершается в основном хождение по мукам Ивана Телегина. Ему легче, чем другим персонажам, дается принятие большевистских идей. В годы гражданской войны он окончательно определяет свое место и становится командиром Красной Армии. Телегин убедился, что его попытка устроить личное отдельное счастье с Дашей в тихом уголке, когда происходит грандиозная ломка общественных устоев, была обречена на неудачу. Борясь за новую жизнь, за народ, он борется теперь и за свое новое счастье с Дашей. Ощущение правоты, ясное сознание цели преображает Телегина. Он обретает смысл жизни в служении революции, родине.

Путь Рощина сложнее. Тяжкое заблуждение, считает Толстой, приводит его в лагерь врагов новой власти. Сражаясь в белой армии, он вначале искренне убежден, что борется за восстановление великой России, что за ним — правда. Рощин был честным и справедливым человеком, и его ожидало прозрение, горькое раскаяние. Скоро он убеждается, что окружающее его белое офицерство руководствуется отнюдь не высокими соображениями спасения отечества, что в большинстве своем это озлобленные люди, которые стреляют в красноармейцев, чтобы вернуть отнятые имения, сделать карьеру и т. п. Рощин — мыслящий человек. Для него неприемлема философия генерала Маркова, который «мог бы воевать с кем угодно и за что угодно. В его мозгу помещалось немного готовых формул о Боге, царе и отечестве. Для него это были абсолютные истины, большего не требовалось». Естественно, что Рощин с каждым днем все сильнее сомневается в правильности выбранного пути. Большое впечатление производит на него случайная встреча с Телегиным на ростовском вокзале. Они раньше виделись в доме Булавиных и хорошо знали друг друга. То обстоятельство, что Иван Иванович оказался с большевиками, особенно поражает Рощина и дает ему пищу для размышлений. Тяжело идет процесс ломки сложившихся представлений, горькие муки приходится переживать Рощину и ему подобным.

Заметим, что аналогичные процессы, события, люди совершенно по-другому изображались в «Белой гвардии» и «Днях Турбиных» М. А. Булгакова. Пройдет совсем немного времени, и от этого «либерализма» не останется и следа. Похоже, Толстой это предчувствовал: в качестве своеобразного критерия оценки своих героев он выдвигает понимание ими необходимости примкнуть к «революционному борющемуся народу». В полную силу этот критерий начнет действовать на страницах «Хмурого утра».

В центре последней части трилогии — события гражданской войны 1919 г., картины русской жизни в тяжелейшее время:

«Октябрьское небо плакало над русской землей, над голодными и цепенеющими городами, где жизнь тлела в ожидании еще более безнадежной зимы, над надымившими заводскими трубами и опустевшими цехами, откуда рабочие разбрелись по всем фронтам, над кладбищами паровозов и разбитых вагонов, над стародревней тишиной соломенных деревень, где осталось мало мужиков, и снова, как в дедовские времена, зажигалась лучина и уже постукивал, поскрипывал кое-где домодельный ткацкий станок».

Живописный талант Толстого позволяет ему создавать впечатляющие картины. Тем большим диссонансом звучат рядом с ними — это особенно ощущается в заключительной книге трилогии — пропагандистские откровения некоторых персонажей;

«Мужики, рассказывающие сказки, и рабочие с давно уже переставших дымить полуразвалившихся фабрик, преодолевая голод, сыпной тиф и полнейшее хозяйственное разорение, бьют и гонят первоклассную армию Деникина, остановили у самых ворот Петрограда и погнали назад в Эстонию ударную армию Юденича, разгромили и рассеяли в сибирских снегах многочисленную армию Колчака и самого правителя России схватили и расстреляли, бьют и теснят японцев на Дальнем Востоке и, одушевляемые идеями Ленина, — одними только идеями, потому что в России нечего кушать и не во что одеваться, — верят, что они сильнее всех на свете и что на развалинах нищего их государства они устроят в самом ближайшем времени справедливое коммунистическое общество».

Даша Булавина заканчивает свое хождение по мукам признанием правоты Телегина. Вместе с мужем она участвует в гражданской войне: ухаживает за ранеными красноармейцами, ведет просветительскую работу.

В годы войны ее сестра Катя попадает в кулацкую семью Алексея Красильникова. В нелегком противостоянии с окружающими ей приходится защищать свое человеческое и женское достоинство. Оказалось, что Катя не такой уж беспомощный котенок с хорошенькими глазками, каким ее считали в салонах дореволюционного Петербурга. В конце концов Катя находит свое призвание в учительском труде. После долгих мытарств она встречается с Рощиным, чтобы более с ним уже не расставаться.

Последние шаги к истине делает Вадим Рощин. Сознание вины перед народом мучает его. Открыто и честно он признается в своих заблуждениях: «Родина — это был я сам — большой и гордый человек. Оказалось, Родина — это не то. Родина — это другое. Родина — это они». Рощин имеет в виду народ, бойцов. Смело и мужественно он борется теперь уже на стороне красных.

Показателен финал эпопеи Толстого. Все четыре главных героя оказываются в зале Большого театра, где слушают доклад Кржижановского об электрификации страны: «Люди в зрительном зале, у кого в карманах военных шинелей и простреленных бекеш было по горсти овса, выданного сегодня вместо хлеба, не дыша, слушали о головокружительных, но вещественно осуществимых перспективах революции, вступающей на путь творчества».

«Хождение по мукам» предоставляет возможность проследить процесс противостояния художественного таланта, чье функционирование немыслимо без полной внутренней свободы творца и нормативной эстетики социалистического реализма, сводом правил и предписаний ограничивающей эту свободу. Сегодня «стратегия» Толстого, старавшегося во что бы то ни стало доказать благородство и необходимость идеалов большевизма, выглядит анахронизмом. Но его многочисленные живые, впечатляющие эпизоды жизни любимых героев, созданные талантливым художником, искренне волнуют читателя, доставляют ему эстетическую радость.

В противоестественной борьбе таланта и мировоззрения Толстой-художник, случается, берет верх, но сожаление о нераскрытом до конца потенциале этого выдающегося писателя не покидает истинного ценителя изящной словесности.

В дневниках Толстого есть такая запись: «Четыре эпохи влекут меня к изображению: эпоха Ивана Грозного, Петра Первого, гражданской войны 1918— 1920 гг. и наша сегодняшняя, небывалая по размаху и значительности». Творческое наследие писателя подтверждает справедливость этой записи. Практически все написанное Толстым так или иначе тяготеет к этим четырем темам.

Постоянный интерес к историческому прошлому — важная черта творческой индивидуальности Толстого. В ней отразилась и общая тенденция развития литературы на рубеже 1920— 1930-х годов.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать