x x
menu

Главная тема лирики Алексея Толстого

Алексей Константинович Толстой получил хорошее  домашнее воспитание. В 1834 году был зачислен «студентом» в московский архив министерства иностранных дел,  где мог знакомиться с историческими документами, и в  1835 году выдержал при Московском университете экзамен  на чин. Много времени проводил Толстой в поездках по  России и за границей.  Во время Крымской войны Толстой вступил в армию.  Александр II в день своей коронации назначил его флигель-адъютантом. Но службой Толстой тяготился, открыто  выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым  делом: «Служба, какова бы она  ни была, глубоко противна  моей натуре». В 1861 году Толстой добился отставки, после  этого поселился в своем имении под Петербургом, хозяйством не занимался и постепенно  разорился.

С середины 60-х  годов разорение, усиливавшиеся болезни угнетающе действовали на душевное состояние  поэта. Лечение помогало незначительно, и в 68 лет  А.К.Толстой умер от большой  дозы морфия.  Творчество Толстого многожанрово. Он начал печататься как прозаик. В 1841 году издает повесть «Упырь».  Мистико-фантастическую тематику продолжает в «Семье  вурдалаков» и во «Встрече через триста лет».

В повести  «Амена» (1846) появляется тема раннего христианства и  отступничества. В 40-е годы были опубликованы стихотворения «Бор сосновый в стране одинокий стоит...», «Колокольчики мои...», «Ты знаешь край, где все обильем  дышит...», «Шумит на дворе непогода» и другие, начат  исторический роман «Князь Серебряный», опубликованный в 1862 году. В 1857 году вышел единственный прижизненный сборник Толстого «Стихотворения». 

Главным в лирике Толстой считал красоту и любовь,  которые присутствуют в обыденной жизни. Стихи пронизаны тоской по прекрасному, грустью по неповторимой  ценности земного, реальной человеческой любви - «Слеза  дрожит в твоем ревнивом взоре...» (1858), «В стране лучей,  незримой нашим взорам» (1856), «Средь шумного бала,  случайно...» (1851) и другие.  Историческая тема также волнует Толстого. В своих  произведениях много внимания он уделяет эпохе древних  Киева и Новгорода и эпохе Ивана Грозного. Это роман  «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»  (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис»  (1870).   

Создавая свои идеалы, Толстой не заботится об исторической достоверности, прибегая к свободному домыслу,  поэтому получались не столько картины истории, сколько  красочные поэтические легенды. Одновременно с реально  существовавшими лицами в былинах и балладах выступают  герои преданий  Илья Муромец, Алеша Попович, Садко  и другие. Все персонажи созданы по одному принципу,  границы между историей и фольклором намеренно стерты.  Стиль А.К.Толстого отличается легкостью и ясностью,  пластичностью. Очень часто он использовал народный  песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их  положено на музыку (романсы Н.А.Римскбго-Корсакова,  М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и  др.). 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать