x x
menu

«Герой нашего времени» первый социально-психологический роман

В идеях Печорина много ложного,  в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его   богатою натурою. Его во многих отношениях дурное настоящее -  обещает прекрасное будущее. Автор разбираемого нами романа, описывая наружность   Печорина, когда он с ним встретился на большой дороге, вот что  говорит о его глазах: «Они не смеялись, когда он смеялся... Вам  не случалось замечать такой странности у некоторых людей? Это  признак - или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти.  Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то   фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было   отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск,  подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный;  взгляд его - непродолжительный, но проницательный и   тяжелый, оставлял на себе неприятное впечатление нескромного   вопроса и мог казаться дерзким, если б не был столь равнодушно  спокоен».

 Согласитесь, что как эти глаза, так и вся сцена  свидания Печорина с Максимом Максимычем показывают, что  если это порок, то совсем не торжествующий, и надо быть   рожденным для добра, чтоб так жестоко быть наказан за зло! Торжество нравственного духа гораздо поразительнее совершается  над благородными натурами, чем над злодеями. А между тем этот роман совсем не злая ирония, хотя и очень  легко может быть принят за иронию; это один из тех романов:

  • В которых отразился век, 
  • И современный человек 
  • Изображен довольно верно 
  • С его безнравственной душой, 
  • Себялюбивой и сухой, 
  • Мечтанью преданной безмерно, 
  • С его озлобленным умом, 
  • Кипящим в действии пустом.

Кто таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не   апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища  ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В  нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его,  мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает  каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль  свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих   наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей   исповеди, не только откровенно признается в своих истинных   недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно   истолковывает самые естественные свои движения.

«Герой нашего времени» представляет собою несколько   рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в   названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены  сообразно с внутреннею необходимостью; но как они суть   только отдельные случаи из жизни хотя и одного и того же человека,  то и могли б быть заменены другими, ибо вместо приключения  в крепости с Бэлою, или в Тамани, могли б быть подобные же и  в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же  герое. Но тем не менее основная мысль автора дает им   единство, и общность их впечатления поразительна, не говоря уже о  том, что «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань», отдельно   взятые, суть в высшей степени художественные произведения.

 В «Предисловии» к журналу Печорина автор, между   прочим, говорит: «Я поместил в этой книге только то, что   относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. В моих руках осталась  еще толстая тетрадь, где он рассказывает всю жизнь свою. Когда-нибудь и она явится на суд света, но теперь я не могу взять  на себя эту ответственность».  Благодарим автора за приятное обещание, но сомневаемся, чтоб  он его выполнил: мы крепко убеждены, что он навсегда расстался  со своим Печориным.

Если же Лермонтов и выполнит свое  обещание, то мы уверены, что он представит уже не старого и   знакомого нам, о котором он уже все сказал, а совершенно нового  Печорина, о котором еще можно много сказать.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать