Цель: показать героизм запорожцев, их стойкость и мужество; раскрыть связь повести с устным народным творчеством; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; работать над развитием связной речи учащихся; воспитывать уважение к славной истории родины и ее героям; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Наглядность: иллюстрации Д. Шмаринова к X, XI главам повести.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Составление планов.

На доске записываются 2 плана X главы и 1 обрабатывается устно;

2 плана XI главы + 1 устно.

Рецензирование, коррекция (2 ученика).

Ученикам, сидящим за тремя первыми партами, предлагается обменяться тетрадями и прорецензировать, одновременно откорректировав, планы друг друга.

2.   Работа над комментированным пересказом эпизодов.

1)  «Дорога на Сечь». При комментировании особое внимание обратить на вопросы:

  • Почему Толкач вез Остапа?
  • Почему надо было быть особенно осторожным?
  • Что решил Толкач?
  • Что по стилю напоминают нам слова Толкача?

2) «Тарас на Сечи». Обратить внимание при комментировании на вопросы:

  • Какие перемены произошли на Сечи?
  • Воплощением чего стал Тарас для нового поколения запорожцев? (Легендарного геройства. Бандуристы слагали о нем песни).
  • Свидетельствует ли это о роли искусства и литературы в жизни казачества?
  • Как Тарас вспоминает об Остапе?
  • Почему он ни разу не вспомнил об Андрее?

3)  «Поездка в Варшаву». Обратить внимание при комментировании на
вопросы:

  • Почему Тарас «чувствовал первый раз в жизни беспокойство»?
  • Почему, даже поняв, что не сможет спасти сына, он во что бы то ни стало решил его увидеть?

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Беседа с элементами текстологического анализа.

  1. Почему Тарас так и не смог увидеть сына в тюрьме? Только ли нетерпеливость, несдержанность героя проявились в этом эпизоде?
  2. Почему Тарас, рискуя своей головой, зная, что ничем не может помочь, пошел на площадь смотреть казнь?
  3. Как выглядели запорожцы? На какие слова нужно обратить особое внимание? («Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какой-то тихой горделивостью»).
  4. Почему Остап шел первым и зачем он обратился к товарищам со словами?
  5. Почему Тарас «поставил в землю свою седую голову»?
  6. Как описаны мучения Остапа? Какой прием использует Гоголь для показа самых жестоких мучений?
  7. Как реагировал Тарас на поведение сына? («Гордо приподняв очи...», «одобрительно говорил: “Хорошо, сын, хорошо!”»).
  8. Почему в произведение, написанное на русском языке, Гоголь здесь вставляет украинские слова?
  9. Почему Остап в последние минуты жизни, не зная о присутствии Тараса на площади, обратился к отцу?

10. Почему Тарас ответил сыну, несмотря на опасность? Чем были его слова для Остапа и других запорожцев? Мог ли он промолчать? Как мы можем назвать поведение Тараса на площади?

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Настоящее мужество и смелость не покидают героя даже в самых экстремальных ситуациях. Чувство товарищества, патриотизма стимулирует проявление этих качеств. Герои могут стать легендой еще при жизни.

IV. Домашнее задание.

Читать главу XII, составить к ней план; просмотреть эпизоды, связанные с Остапом.