Цель: охарактеризовать образ Климка — главного героя повести, обработать идейно-художественное содержание V, VІ разделов произведения; развивать умение грамотно высказывать собственные раздумья, наблюдения, аргументировать свои утверждения, взгляды; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать важные гуманные качества человека — чуткость, доброту, заботу о ближнем, способность сопереживать.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Г. Тютюнника, текст произведения, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
2. Беседа с вопросами.
• Дайте определение понятию «характер героя литературного произведения».
(Характер литературный - это изображение писателем в художественном произведении человека, с присущими ему индивидуальными чертами, которые предопределяют его поведение, отношение к другим людям, к жизни).
• Как определить характер того или иного героя художественного произведения? Под влиянием кого и чего он формируется?
• Что вам известно о понятии «портрет героя в художественном произведении». (Портрет - изображение в литературном произведении внешнего вида, позы, движений, выражения лица человека, его одежда, обувь и т.п.).
• Для чего писатели в художественных произведениях описывают внешность своих героев, а иногда совсем ничего о них не отмечают?
• Что необходимо для того, чтобы литературный герой был не схематическим, а реальным, живым? Приведите примеры.
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
IV. Основное содержание урока.
Наилучший подарок, сделанный человеку после мудрости, - это дружба.
Ф. Ларошфуко.
Не одежда украшает человека, а доброе дело.
Народная пословица.
1. Характеристика образа Климка.
1.1. Цитатная характеристика героя.
• «Климко шел босой, в кургузых штанишках, старой матроске, которая была когда-то голубой, а теперь стала серая, и еще в дяди Кирилла дежурке. Той дежурке, как говорил дядя, было «сто лет и не рвалась она лишь потому, что заскорузлая от давнего мазута. Не брали ее ни дождь, ни снег, ни солнце... Ночью она холоднела, а днем аж дымила на солнце, пахла еще сильнее…».
• «Жил... с каких пор осиротел».
• «Это была наибольшая радость Климка - положить перед дядей нарядно списанные тетради, а самому приняться работать: вынести миску с водой, вытереть пол, и тихо, крадучись, чтобы дядя не обернулся, насыпать ему похлебку, которую сам и наварил,- горячей и душистой. О тетрадях он никогда не боялся, так как только по письму иногда имел “посредственно»».
• Дядя Кирилл - Климку: «Ай, добрая же... В-в-В, такой не всякая и повариха сварит...».
• «Он так бы и вырос среди цветущих ночей, если бы не настали ночи другие, ночи без огней... От них веяло лекарством, дымом полевых солдатских кухонь, горячими на солнце обломками самолетов и пушек».
• «Присматривать за собой - сварить есть, убрать в доме, выстирать одежину - он умел и сам».
• «Самое страшное произошло тогда, когда он, отдохнув, встал, чтобы идти, и упал: ноги не держали... Он испугался, стал растирать икры, бедра, бил по ним кулаками и кричал: «Ну-ка, идите! Ну-ка, идите мне сейчас же!».
• «...Идя с сумкой за плечами выше незнакомой улицы, Климко вспоминал свою станцию, каждый день ее жизни и каждый час...».
• Климко - Наталье Николаевне: «Не надо вам ничего променивать, а переходите - это мы вас с Зульфатом вдвоем просим,- переходите жить к нам. Мы вам помогать будем, маленькую будем присматривать...».
• Климко - Зульфату: «Что, у нас картофеля есть немного и сала? Этого хотя бы на два месяца хватило. А скоро зима. Сейчас, пока тепло, надо идти. Продовольствий наменяем по дороге назад, молока, может...».
• «А Климко выдернул из сумки надорванную плащ-палатку, распял ее в руках так, чтобы заслонить девушку, и стал рассматривать, бормоча озабоченно первое, что пришло ему в голову...».
• «Пустите ее! Это моя сестра! Сестра моя, слышите? Она мне за мать!!».
• «Я вам, тетя, воды наношу, дров нарублю, еще что-то сделаю, что скажете. Честное слово! - Климко впопыхах простер женщине все деньги, смотря на нее вверх больными глазами».
• «От переезда ударила длинная автоматическая очередь. Климка толкнуло в грудь и обожгло так больно, остро, что в глазах его поплыли ярко-красные пятна. Он уставился пальцами в дыру на груди, тихо ахнул и упал».
• Тетка Марина - Климку: «Где у тебя да и сила берется, вон сколько прошел голодный и холодный».
• «Я приду к вам, тетя Марина. Как только не станет голода, так и приеду или приду. А сейчас надо мне назад, меня там ждут...».
• «Немец таки достал его уже кулаком в грудь... Климко попробовал встать, но в груди и в колене заболело, что он застонал и ползком, скользя локтем по грязи и тянуть за собой узел, выбрался с лужи».
• «Климко шел мало-помалу, так как крайне изморился со своей ношей. Мешок с солью и продовольствиями он перевязал пополам и нес поочередно то на одном, то на втором плече. В дождь он не останавливался, чтобы где-то его переждать, а шел, напялившись надорванной плащ-палаткой, пока несли ноги».
1.2. Ориентировочный план к характеристике образа Климка.
1) Климко-Сирота..
2) Портрет и внешность героя.
3) Черты характера: а) чуткий и добрый; б) благородный и искренний; в) находчивый, мужественный, волевой; г) внимательный и трудолюбивый.
4) Поведение и стремления мальчика: а) желание учиться; б) заботливый, сочувственный;
в) ответственный за порученное дело; г) почтительное отношение к дружбе.
5) Значение образа Климка.
1.3. Беседа с вопросами.
• Кто такой Климко?
• В какое трудное для страны время живет герой произведения?
• Как Климко относится к Зульфату, Наталье Николаевне, другим героям повести? Чем это объяснить?
• Почему мальчик вынужден был отправиться в путешествие? Какие трудности преодолевал Климко-Путешественник?
• Почему Климко защитил девушку от полицаев?
• Из-за чего мальчик не остался жить у тетки Марины? Как это его характеризует?
• Что свидетельствует об ответственном отношении Климка к порученному делу?
• Чем вам нравится герой произведения? Хотели ли бы вы иметь такого друга? Ответ мотивируйте.
• В чем заключается воспитательное значение этого героя?
2. Обработка V раздела повести.
2.1. Выразительное чтение интересных эпизодов раздела.
2.2. Тема: изображение пребывания больного Климка у тетки Марины.
2.3. Идея: прославление чуткости, доброты, искренности (тетка Марина); осуждение жестокости, ненависти, зла (немец).
2.4. Основная мысль: только тот достигает своей цели, кто с уверенностью преодолевает любые препятствия, трудности, верит в собственную победу.
2.5. Композиция.
Экспозиция: пребывание больного Климка.
Завязка: мальчик едет в эшелоне вагона домой.
Кульминация: стычка с немцем, жестокость фашиста.
Развязка: до родного места - шестьдесят километров.
2.6. Сюжет.
Три дня находился Климко у тетки Марины, сам того не ощущая, так как был тяжело больному. Проснувшись и не увидев хозяйки, Климко подмел двор, порвал старый плотный сорняк под завалинкой. Тетка Марина предложила мальчику остаться у нее жить. Тот отказался. Тетка помогает Климку попасть в вагон эшелона. На станции Дебальцево немец вытолкал мальчика из вагона и сильно ударил его. До родного места надо было пройти километров шестьдесят.
2.7. Беседа с вопросами.
Страницы:
1 2 3