x x
menu

Г. Тютюнник «Климко». Характеристика образа Климка

Цель: охарактеризовать образ Климка — главного героя повести, обработать идейно-художественное содержание V, VІ разделов произведения; развивать умение грамотно высказывать собственные раздумья, наблюдения, аргументировать свои утверждения, взгляды; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать важные гуманные качества человека — чуткость, доброту, заботу о ближнем, способность сопереживать.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет Г. Тютюнника, текст произведения, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

2. Беседа с вопросами.

• Дайте определение понятию «характер героя литературного произведения».

(Характер литературный - это изображение писателем в художественном произведении человека, с присущими ему индивидуальными чертами, которые предопределяют его поведение, отношение к другим людям, к жизни).

 • Как определить характер того или иного героя художественного произведения? Под влиянием кого и чего он формируется?

• Что вам известно о понятии «портрет героя в художественном произведении». (Портрет - изображение в литературном произведении внешнего вида, позы, движений, выражения лица человека, его одежда, обувь и т.п.).

• Для чего писатели в художественных произведениях описывают внешность своих героев, а иногда совсем ничего о них не отмечают?

• Что необходимо для того, чтобы литературный герой был не схематическим, а реальным, живым? Приведите примеры.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

Наилучший подарок, сделанный человеку после мудрости, - это дружба.

Ф. Ларошфуко.

Не одежда украшает человека, а доброе дело.

Народная пословица.

1. Характеристика образа Климка.

1.1. Цитатная характеристика героя.

• «Климко шел босой, в кургузых штанишках, старой матроске, которая была когда-то голубой, а теперь стала серая, и еще в дяди Кирилла дежурке. Той дежурке, как говорил дядя, было «сто лет и не рвалась она лишь потому, что заскорузлая от давнего мазута. Не брали ее ни дождь, ни снег, ни солнце... Ночью она холоднела, а днем аж дымила на солнце, пахла еще сильнее…».

• «Жил... с каких пор осиротел».

• «Это была наибольшая радость Климка - положить перед дядей нарядно списанные тетради, а самому приняться работать: вынести миску с водой, вытереть пол, и тихо, крадучись, чтобы дядя не обернулся, насыпать ему похлебку, которую сам и наварил,- горячей и душистой. О тетрадях он никогда не боялся, так как только по письму иногда имел “посредственно»».

• Дядя Кирилл - Климку: «Ай, добрая же... В-в-В, такой не всякая и повариха сварит...».

• «Он так бы и вырос среди цветущих ночей, если бы не настали ночи другие, ночи без огней... От них веяло лекарством, дымом полевых солдатских кухонь, горячими на солнце обломками самолетов и пушек».

• «Присматривать за собой - сварить есть, убрать в доме, выстирать одежину - он умел и сам».

• «Самое страшное произошло тогда, когда он, отдохнув, встал, чтобы идти, и упал: ноги не держали... Он испугался, стал растирать икры, бедра, бил по ним кулаками и кричал: «Ну-ка, идите! Ну-ка, идите мне сейчас же!».

 • «...Идя с сумкой за плечами выше незнакомой улицы, Климко вспоминал свою станцию, каждый день ее жизни и каждый час...».

• Климко - Наталье Николаевне: «Не надо вам ничего променивать, а переходите - это мы вас с Зульфатом вдвоем просим,- переходите жить к нам. Мы вам помогать будем, маленькую будем присматривать...».

• Климко - Зульфату: «Что, у нас картофеля есть немного и сала? Этого хотя бы на два месяца хватило. А скоро зима. Сейчас, пока тепло, надо идти. Продовольствий наменяем по дороге назад, молока, может...».

• «А Климко выдернул из сумки надорванную плащ-палатку, распял ее в руках так, чтобы заслонить девушку, и стал рассматривать, бормоча озабоченно первое, что пришло ему в голову...».

• «Пустите ее! Это моя сестра! Сестра моя, слышите? Она мне за мать!!».

• «Я вам, тетя, воды наношу, дров нарублю, еще что-то сделаю, что скажете. Честное слово! - Климко впопыхах простер женщине все деньги, смотря на нее вверх больными глазами».

• «От переезда ударила длинная автоматическая очередь. Климка толкнуло в грудь и обожгло так больно, остро, что в глазах его поплыли ярко-красные пятна. Он уставился пальцами в дыру на груди, тихо ахнул и упал».

• Тетка Марина - Климку: «Где у тебя да и сила берется, вон сколько прошел голодный и холодный».

• «Я приду к вам, тетя Марина. Как только не станет голода, так и приеду или приду. А сейчас надо мне назад, меня там ждут...».

• «Немец таки достал его уже кулаком в грудь... Климко попробовал встать, но в груди и в колене заболело, что он застонал и ползком, скользя локтем по грязи и тянуть за собой узел, выбрался с лужи».

• «Климко шел мало-помалу, так как крайне изморился со своей ношей. Мешок с солью и продовольствиями он перевязал пополам и нес поочередно то на одном, то на втором плече. В дождь он не останавливался, чтобы где-то его переждать, а шел, напялившись надорванной плащ-палаткой, пока несли ноги».

1.2. Ориентировочный план к характеристике образа Климка.

1) Климко-Сирота..

2) Портрет и внешность героя.

3) Черты характера: а) чуткий и добрый; б) благородный и искренний; в) находчивый, мужественный, волевой; г) внимательный и трудолюбивый.

4) Поведение и стремления мальчика: а) желание учиться; б) заботливый, сочувственный;

 в) ответственный за порученное дело; г) почтительное отношение к дружбе.

5) Значение образа Климка.

1.3. Беседа с вопросами.

• Кто такой Климко?

• В какое трудное для страны время живет герой произведения?

• Как Климко относится к Зульфату, Наталье Николаевне, другим героям повести? Чем это объяснить?

• Почему мальчик вынужден был отправиться в путешествие? Какие трудности преодолевал Климко-Путешественник?

• Почему Климко защитил девушку от полицаев?

• Из-за чего мальчик не остался жить у тетки Марины? Как это его характеризует?

• Что свидетельствует об ответственном отношении Климка к порученному делу?

• Чем вам нравится герой произведения? Хотели ли бы вы иметь такого друга? Ответ мотивируйте.

• В чем заключается воспитательное значение этого героя?

2. Обработка V раздела повести.

2.1. Выразительное чтение интересных эпизодов раздела.

2.2. Тема: изображение пребывания больного Климка у тетки Марины.

2.3. Идея: прославление чуткости, доброты, искренности (тетка Марина); осуждение жестокости, ненависти, зла (немец).

2.4. Основная мысль: только тот достигает своей цели, кто с уверенностью преодолевает любые препятствия, трудности, верит в собственную победу.

2.5. Композиция.

Экспозиция: пребывание больного Климка.

Завязка: мальчик едет в эшелоне вагона домой.

Кульминация: стычка с немцем, жестокость фашиста.

Развязка: до родного места - шестьдесят километров.

2.6. Сюжет.

Три дня находился Климко у тетки Марины, сам того не ощущая, так как был тяжело больному. Проснувшись и не увидев хозяйки, Климко подмел двор, порвал старый плотный сорняк под завалинкой. Тетка Марина предложила мальчику остаться у нее жить. Тот отказался. Тетка помогает Климку попасть в вагон эшелона. На станции Дебальцево немец вытолкал мальчика из вагона и сильно ударил его. До родного места надо было пройти километров шестьдесят.

2.7. Беседа с вопросами.

Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать