Цель: ознакомить школьников с жизненным и творческим путем Г. Сковороды — философа, просветителя, поэта; охарактеризовать его сборник «Басни харьковские», сосредоточивая внимание на идейно-тематическом направлении программных басен; развивать умение анализировать, комментировать содержание произведений; навыки выразительного чтения; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать чувство уважения к творчеству Г. Сковороды, давней литературе; любовь к книге как казне народной мудрости и памяти.
Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.
Оборудование: портрет Г. Сковороды, выставка произведений художника и о нем, фотоиллюстрации к его басням, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашней задачи.
Обзор выставки рисунков и заслушивание мини-произведений по драме Ф. Прокоповича «Владимир». Определение лучших творческих работ.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Викторина «Лучший знаток-драматург».
Задача: дайте правильный ответ, заканчивая представленную фразу.
• Православное духовенство оказывало содействие созданию школьной драмы, чтобы противостоять... (Католицизму и распространению польской культуры на Украине).
• «Православные, вместо работать для церкви... только комедии строят и играют»,— так в своем послании отмечал... (И. Вишенский).
• Авторами школьных драм были... (Ученики и преподаватели Киево-Могилянской академии).
• Чаще всего школьные драмы ставились по поводу... (Религиозных праздников).
• Важной особенностью средневековой духовной драмы является ее... (Аллегоризм, наклон к символичности).
• Жанр драматургии ХVIII ст., в котором христианские догмы морального характера проповедовались через действие аллегорических образов — Покорность, Вера, Любовь. Это... (Моралите).
• Примером мистерии можно считать произведение... («Образ страстей мира сего»).
• Лучшими традициями интермедий можно считать... (Демократизм, гуманизм, изобличение пороков самодержавия, сочувствие порабощенным, защита их прав).
• Положительные персонажи интермедии... (Запорожец, казак, солдат, честные труженики).
• Драму «Владимир» Ф. Прокопович посвятил... (И. Мазепе).
• Главный конфликт трагикомедии Ф. Прокоповича. (Борьба религий, старого и нового).
• Слово «вертеп» с греческого языка переводится как... (Пещера).
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
2. «Мозговая атака». Ответы на вопросы:
• Кто такие философы? Назовите известных вам. Чем они запомнились?
• Дайте определение басне как жанру художественной литературы. Каких выдающихся отечественных и зарубежных баснописцев вы знаете?
• Чему поучают вас художники слова? Где вы можете реализовать приобретенные знания в дальнейшем?
• Чем актуальны произведения прошлого для современного?
• Каким образом художественная литература влияет на формирование личности?
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
V. Основное содержание урока.
Должно было можно указать таких народных фигур, каким был Сковорода и которых бы так помнил и уважал народ.
Н. Костомаров
Его биография, наверное, еще лучше его произведений, но как хороши и произведения.
Л. Толстой.
1. Вступительное слово учителя.
Прошло много времени, как самобытный писатель Григорий Сковорода ходил по земле. Тем не менее, голос его не стихает, а все крепчает. Его заповеди справедливости, добра, человечности, трудолюбия находят отклик и в наших сердцах.
Еще при жизни Сковороду называли «украинским Сократом», «украинским Горацием», так как он значительно развил на Украине философию, литературу, педагогику. В своих произведениях Сковорода воспевал природу Украины, ее трудолюбивых людей, стремление к счастью и воле, высмеивал господ за их паразитизм, за издевательство над народом. А еще он провозгласил человека и его волю высочайшей ценностью.
К сожалению, при его жизни не было напечатано ни одного произведения. Тем не менее, сковородиниские поэзии быстро распространялись на Украине устами народа. Острое неподкупное слово Сковороды в жуткой тьме крепостнического произвола вспыхивало чистым огнем и проторяло тропу народному счастью. Художник целиком справедливо считал, что счастливым может быть только тот народ, у которого счастлив каждый человек.
4.3.2.8. Микрофон. «Какого бы вы хотели иметь друга, подругу?
Охарактеризуйте понятие «дружба». Ответ оформите с помощью «Домино». (Дружба - взаимопонимание - чуткость - согласие - искренность - откровенность...).
VI. Закрепление изученного материала.
1. Проведение тестового опрашивания.
«Пчела и Шершень».
1. Шершень упрекал Пчелу за то, что она:
а) хитрая и коварная; б) серьезная и тщательная; в) глупая и бессмысленная; г) ленивая и неповоротливая.
2. Что, по мнению Шершня, люди наносят Пчеле?
а) Ущерб; б) вред; в) лишние хлопоты; г) боли и страдания.
3. Пчела, обращаясь к Шершню, назвала его господином:
а) умником; б) учетчиком; в) писарем; г) советником.
4. Животные, которое любит есть мед:
а) волк; б) заяц; в) медведь; г) кабан.
5. Что является мучением для Пчелы?
а) Рано вставать; б) сидеть без дела; в) работать ежесуточно; г) охранять медовые хранилища.
6. Пчелы - это образ людей, которые:
а) живут кражей чужого;
б) видят смысл своей жизни в работе;
в) распространяют науку в обществе;
г) много говорят, а потом добросовестно работают.
7. Пчелы - это символ:
а) любви; б) добра и радости; в) мудрости; г) мира и согласия.
8. Кому принадлежит вопрос, указанный в произведении: «Зачем учиться,
если не будешь иметь благосостояния»?
а) Пчеле; б) научному работнику; в) человеку-практику; г) Шершню.
9. В библейской «Книге мудрости Иисуса сына Сираха» отмечалось:
а) «Работа — символ добра»;
б) «Люби ближнего и тебя будут любить»;
в) «Веселость сердца — жизнь для человека»;
г) «Жизнь прожить — не поле перейти».
10. Хорт тогда веселый, когда:
а) сытый; б) охотится; в) хорошо выспится и отдохнет; г) ощутит к себе внимание и уважение.
11. Наибольшая радость, по мнению Г. Сковороды, когда человек:
а) живет по призванию; б) имеет много друзей; в) ощущает свою необходимость в обществе; г) создал семью.
12. Повелителями человека является его:
а) память; б) душа; в) ум; г) сознание.
«Собака и Волк».
1. Левкон и Фиридам, два пса, жили:
а) как кот с собакой; б) в большой дружбе; в) стараясь уступить друг другу; г) у хозяина магазина.
2. Волк хотел псов:
а) обмануть; б) подратовать; в) проверить на прочность; г) обидеть.
3. Хищник, обращаясь к собакам, назвал их: