x x
menu

Г. Сковорода. «Сад божественных песен», «Всякому городу нрав и права»

Цель:   продолжить знакомить школьников с творчеством Г. Сковороды; охарактеризовать сборник его поэтических произведений (песен); раскрыть идейно-художественное содержание программных стихов художника; развивать внимание, память, наблюдательность, умение глубоко мыслить, предоставлять собственную оценку, соответствующий комментарий; рационально использовать учебное время; воспитывать почтительное отношение к культурным достояниям отечественной литературы ХVИИИ ст.; интерес к историческому прошлому родного края, к последствиям собственной работы.

Тип года: комбинированный.

Оборудование: портрет Г. Сковороды, выставка произведений художника, иллюстрации эпохи Хмельнитчины, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.        Проверка домашней задачи.

Конкурс «Юный баснописец». Заслушивание учеников, которые по желанию составили собственные басни, краткий их комментарий, рецензирование. Определение наилучших произведений, из которых предложить составить соответствующий сборник.

III.       Актуализация опорных знаний.

1. Конкурс «Путешествие путем жизни и творчества Г. Сковороды».

Класс распределяется на 2 команды, выбираются капитаны. В течение 5-10 минут необходимо подтвердить или опровергнуть предложенную мысль. Результаты правильных ответов учитель фиксирует на доске. Побеждают те, кто в определенное время предоставит их больше всего.

1.1. Задача к конкурсу.

Команда И.

•          Г. Сковорода родился на Черкасщине. (Нет).

•          Художник был уволен с должности преподавателя Переяславской коллегии из-за обвинений в вольнодумстве, за новаторство в педагогической деятельности. (Да).

•          Социальное положение поэта — сын кузнеца. (Нет).

•          Г. Ковалинский для Г. Сковороды — любимый ученик и первейший друг. (Да).

•          После получения начального образования будущий философ много путешествует. (Нет).

•          Согласно собственному завещанию выдающегося художника на его надмогильном камне высечено: «Мир ловил меня, но не поймал». (Да).

•          Просвещение Г. Сковороды проявилось в том, что он написал для крестьянских детей «Букварь». (Нет).

•          В своих баснях писатель продолжил традиции Л. Глибова. (Нет).

•          Григорий Савич определял басню как «мудрствую игрушку». (Да).

•          Шершень в произведении «Пчела и Шершень» — олицетворение предательства. (Нет).

•          Язык Пчелы («Пчела и Шершень») — афористический. (Да).

•          По мнению Волка («Собака и Волк»), он отличается от собак голосом и волосом. (Нет).

Команда ИИ.

•          Художник в совершенстве владел латинским, древнегреческим, немецким, польским языками. (Да).

•          В Переяславской коллегии Григорий Савич преподавал философию. (Нет).

•          Г. Ковалинский написал роман о жизни и творчестве Г. Сковороды. (Нет).

•          Поэт и вместе с тем музыкант Григорий Савич около трех лет был певцом в придворной хоровой капелле царицы Елизаветы. (Да).

•          В Харьковской коллегии художник преподавал сначала поэтику, а потом религиоведение. (Нет).

•          Последние годы жизни Г. Сковорода посвятил служению Богу. (Нет).

•          В своей философии Григорий Савич разграничивал Бога и природу. (Нет).

•          Суть философии «сродной работы» заключалась в том, чтобы человек унаследовал род деятельности своих родителей. (Нет).

•          Характерной особенностью басни Г. Сковороды является воспроизведение истины. (Да).

•          Поговорки, пословицы, точное высказывание содержит фабульная часть басни писателя. (Нет).

•          «Благодарность блаженной натуре за то, что нужное сделала нетрудным, а трудное ненужным»,— так высказалась героиня произведения «Пчела и Шершень». (Нет).

•          Волк стал набиваться к собакам в друзья — это событие представляет завязку басни «Собака и Вовка». (Да).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

1.2. Анализ правильных результатов конкурса. Команда 1: «Да» - 5, «Нет» - 7.

Команда 2: «Да» - 4, «Нет» - 8.

2. Мозговая атака.

•          Какое произведение художественной литературы называется поэтическим?

•          Что необходимо учитывать во время идейно-художественного анализа любого стиха?

•          Для чего необходимо знать основные факты из жизни писателя и особенности его взглядов, обрабатывая то или иное его художественное произведение.

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

V.        Основное содержание урока.

Человеческая жизнь, подобна песне,

Хороша не продолжительностью, а честностью.

Г. Сковорода

...Труд его странствующей жизни не был совсем бесследным. Современник Г. Сковороды Ф. Лубяновский

VI. Закрепление изученного материала

1. Проведение тестового опрашивания.

«Всякому городу нрав и права».

1. По мнению Г. Сковороды, каждый город имеет свои:

а)         достижения в развитии промышленности и образования;

б)         архитектурные памятки и музеи;

в)         обычаи и права;

г)         статистические показатели.

2.         Венеры сын, который упоминается в произведении, по римской мифологии, - это бог: а) благосостояния; б) любви; в) плодородия; г) воды.

3.         Писателя пленили (по смыслу стиха): а) навязчивые думы; б) неприятные ощущения; в)    мечтания от увиденного во время путешествия; г) приятные впечатления.

4.         К чему способен Федор:

а) порядочности и чести; б) вранью и коварности; в) жестокости и преступности;

г)         умению быстро обрабатывать землю.

5.         Дом жителей, который «гудит от гуляк», сравнивается с:

а) трактиром; б) базаром; в) многолюдным магазином; г) ульем.

6.         От чего у ученика «трещит голова»?

а) ума; б) сложной лекции; в) диспутов; г) бесед на морально-этическую тему.

7.         Г. Сковорода желал, чтобы сердце каждого жителя города было преисполнено:

а) любовью и теплом; б) порядочностью и честью; в) ответственностью и добросовестностью; г) радостью и гармонией.

8.         Федор в произведении:

а) купец; б) господский прислужник; в) юрист; г) простой крестьянин.

9.         Лирический герой поэзии хочет умереть:

а) в почете; б) и быть похороненным на родной земле; в) когда жители города будут уважать друг друга; г) с ясным умом.

10.       Чего не делают жители города:

а) иностранных завозят телят; б) разводят пчел; в) готовят собак для охоты; г) пируют.

11.       Кто «для монахов трет уголки»?

а) Лирический герой произведения; б) Федор; в) Петр; г) тот, кто обрабатывает землю.

12.       Кого осуждает и высмеивает автор в конце произведения:

а) юристов; б) купцов; в) тех, кто готовит собак к охоте; г) гуляк.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

 2. Работа на карточках.

Карточка М 1.

1.         Исследуйте, почему Г. Сковорода считает волю добром («De libertate»). Приведите убедительные аргументы.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать