x x
menu

Г. Сковорода. Библейская основа творчества. «Вступительные двери к христианской добронравности». Афоризмы

Цель:   исследовать и осмыслить основы Библии в творчестве Г. Сковороды; обработать содержание программного философского трактата; уметь комментировать смысл афоризмов писателя; развивать логическое и образное мышления, навыки осмысленного восприятия философских понятий и афоризмов, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдение; формировать мировоззрение школьников; воспитывать уважение к народной морали, стремлению придерживаться ее норм; прививать ответственность за порученное дело.

Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Г. Сковороды, Библия, мини-выставка философских произведений художника, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.        Проверка домашней задачи.

1.         Заслушивают устные произведения-миниатюры школьников «Город глазами Г. Сковороды». Краткое обсуждение их содержания. Подведение итогов.

2.         Мини-конкурс на лучшего исполнителя наизусть поэзии Г. Сковороды «Всякому городу - нрав и права». Определение победителей мероприятия.

III.       Актуализация опорных знаний.

1. Литературоведческий конкурс «Путешественники».

Задача: путешествуя страницами книг Г. С. Сковороды, познай его произведение по представленному отрывку.

•          Тот беспрерывно стягивает поля, / Сей иностранных заводит телят. («Всякому городу— нрав и права»).

•          Веселость сердца — жизнь для человека. («Пчела и Шершень»).

•          О, когда бы же мне в глупые не пошиться…(«De libertate»).

•          «Благодарность блаженной натуре за то, что нужное сделала нетрудным, а трудное ненужным». («Пчела и Шершень»).

•          «...Тело человеческое видно, но прощающий и содержащий оное ум не виден». («Начальная дверь...»).

•          «И род, и богатство, и чин, и породнение, и телесные приманки, и науки не способны утвердить дружбу». («Собака и Волк»).

•          «Преждет всех отца и мать почитай и служи им. Они суть видимые портреты того невидимого существа, которое тебя столько одолжает». («Начальная дверь...»).

•          «Делай то, к чему родившийся, будь справедливый и миролюбивый гражданин, и довольно с тебя». (Афоризм).

•          Ах, не златое, если сравнить золото, / Против вольности еще оно блато. («De Libertate»).

•          Я ж в плену навязчивых дум: / Лишь одно беспокоит мой ум. («Всякому городу нрав и права»).

•          «Более всего же не нравится нам зеркало души твоей — хитрый взгляд твой...» («Собака и Волк»).

•          «Когда есть червонец, зачем желать, чтобы и кошелек был золотой». (Афоризм).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Фронтальное опрашивание.

•          Что каждый понимает под словом «Библия»? В чем ее назначение.

•          Для чего в произведениях художественной литературы используются библейские легенды и притчи?

•          В чем видел смысл жизни Г. Сковорода и что по этому поводу сказано в Библии?

•          Способный ли каждый из вас познать себя, проявить свои задатки и в результате этого избрать в будущем вид практической деятельности? Ответ сжато мотивируйте.

•          Чем произведения Г. Сковороды являются актуальными сейчас?

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

V.        Основное содержание урока.

  • Оставь, о дух мой, Сойди, моя душа, в горы, Где правда живет святая...
  • Г. Сковорода
  • Г. Сковорода, будто и Дева Божья - истина,
  • кто в убогости творил промысел Божий -
  • продолжал род человеческий,
  • приумножал для собственной выгоды честной работой добро.
  • Г. Жулинский.

3. Афоризмы Г. Сковороды.

3.1. Теория литературы.

Афоризм (от гр. - отделяю, определяю) - короткое лаконичное суждение, которое при краткой, удобной для запоминания формы содержит глубокую мысль. Афоризмы возникли из народных поговорок, которые воплощали в себе многовековой опыт, народную мудрость, философскую мысль. Афоризмами также называют крылатые слова - краткие точные оригинальные выражения известных писателей, которые приобрели распространение в народе через остроумие или широту философских обобщений.

3.2.      Выразительное и осмысленное чтение афоризмов, обсуждение их содержания.

3.3.      Идейно-художественный анализ высказываний. Беседа с вопросами:

•          С какой целью Г. Сковорода составлял свои афоризмы? Что было подпочвой их создания?

•          Как условно по тематике можно распределить крылатые высказывания художника? (Например, о науках, дружбе, любви, жизни, истине, рациональности использования времени, чести и порядочность и т.п.).

•          Над чем заставляют нас задуматься афоризмы?

•          Связаны ли крылатые высказывания Г. Сковороды с его философией? Ответ мотивируйте, приводя убедительные обоснования.

•          В чем заключается практическое применение афоризмов художника?

3.4.      Составить информационное гроно относительно влияния афоризмов Г. Сковороды на человека.

жизненная основа;

любовь;

наука;

материальное благополучие;

работа;

Человек

счастье;

моральные качества;

красота;

здоровье;

воспитание;

предотвращение недостатков;

избежание врагов.

3.5.      Работа в малых группах. Анализ афоризмов, обработка вопросов.

•          Выражение, которое поразило вас своим содержанием и оригинальностью.

•          В чем актуальность этого высказывания?

•          Практическое применение афоризма в собственной жизни.

3.6.      Мини-дискуссия.

Ученики делятся на группы, придерживаясь собственных убеждений и умения аргументированно доказать собственную мысль.

Группа I - те, кто считает афористические высказывания Г. Сковороды уместными, нужными, жизненно необходимыми.

Группа II - частично разделяют мысли предыдущей группы.

Группа III - ученики, которые не соглашаются с содержанием и назначением ни одного из афоризмов философа.

Группа IV - равнодушные к этим крылатым фразам Григория Савича.

Итог дискуссии.

 3.7. Рубрика «Мои любимые афоризмы Г. Сковороды».

3.7.1.   Любовь.

•          Любовь возникает из любви, когда хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю.

•          Что может быть слаже того, когда любит и стремится к тебе добрая душа?

•          Разве не любовь все соединяет, строит, создает, подобно тому, как враждебность разрушает?

•          Все минует, а любовь после всего остается.

3.7.2.   Счастье.

•          Когда ты твердо идешь путем, которым начал идти, то, по моему мнению, ты счастливый.

•          Ищем счастье по странам, столетиям, а оно везде и всегда с нами; как рыба в воде, так и мы в нем, и оно возле нас ищет нас самих. Нет его нигде от того, что оно везде. Оно похоже на солнечное сияние - отклонения лишь вход в душу свою.

•          Счастливый, кто имел возможность найти счастливую жизнь. Но счастливее тот, кто умеет им пользоваться.

3.7.3.   Наука, образование, познание.

Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать