Цель: исследовать и осмыслить основы Библии в творчестве Г. Сковороды; обработать содержание программного философского трактата; уметь комментировать смысл афоризмов писателя; развивать логическое и образное мышления, навыки осмысленного восприятия философских понятий и афоризмов, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдение; формировать мировоззрение школьников; воспитывать уважение к народной морали, стремлению придерживаться ее норм; прививать ответственность за порученное дело.
Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.
Оборудование: портрет Г. Сковороды, Библия, мини-выставка философских произведений художника, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашней задачи.
1. Заслушивают устные произведения-миниатюры школьников «Город глазами Г. Сковороды». Краткое обсуждение их содержания. Подведение итогов.
2. Мини-конкурс на лучшего исполнителя наизусть поэзии Г. Сковороды «Всякому городу - нрав и права». Определение победителей мероприятия.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Литературоведческий конкурс «Путешественники».
Задача: путешествуя страницами книг Г. С. Сковороды, познай его произведение по представленному отрывку.
• Тот беспрерывно стягивает поля, / Сей иностранных заводит телят. («Всякому городу— нрав и права»).
• Веселость сердца — жизнь для человека. («Пчела и Шершень»).
• О, когда бы же мне в глупые не пошиться…(«De libertate»).
• «Благодарность блаженной натуре за то, что нужное сделала нетрудным, а трудное ненужным». («Пчела и Шершень»).
• «...Тело человеческое видно, но прощающий и содержащий оное ум не виден». («Начальная дверь...»).
• «И род, и богатство, и чин, и породнение, и телесные приманки, и науки не способны утвердить дружбу». («Собака и Волк»).
• «Преждет всех отца и мать почитай и служи им. Они суть видимые портреты того невидимого существа, которое тебя столько одолжает». («Начальная дверь...»).
• «Делай то, к чему родившийся, будь справедливый и миролюбивый гражданин, и довольно с тебя». (Афоризм).
• Ах, не златое, если сравнить золото, / Против вольности еще оно блато. («De Libertate»).
• Я ж в плену навязчивых дум: / Лишь одно беспокоит мой ум. («Всякому городу нрав и права»).
• «Более всего же не нравится нам зеркало души твоей — хитрый взгляд твой...» («Собака и Волк»).
• «Когда есть червонец, зачем желать, чтобы и кошелек был золотой». (Афоризм).
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
2. Фронтальное опрашивание.
• Что каждый понимает под словом «Библия»? В чем ее назначение.
• Для чего в произведениях художественной литературы используются библейские легенды и притчи?
• В чем видел смысл жизни Г. Сковорода и что по этому поводу сказано в Библии?
• Способный ли каждый из вас познать себя, проявить свои задатки и в результате этого избрать в будущем вид практической деятельности? Ответ сжато мотивируйте.
• Чем произведения Г. Сковороды являются актуальными сейчас?
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
V. Основное содержание урока.
- Оставь, о дух мой, Сойди, моя душа, в горы, Где правда живет святая...
- Г. Сковорода
- Г. Сковорода, будто и Дева Божья - истина,
- кто в убогости творил промысел Божий -
- продолжал род человеческий,
- приумножал для собственной выгоды честной работой добро.
- Г. Жулинский.
3. Афоризмы Г. Сковороды.
3.1. Теория литературы.
Афоризм (от гр. - отделяю, определяю) - короткое лаконичное суждение, которое при краткой, удобной для запоминания формы содержит глубокую мысль. Афоризмы возникли из народных поговорок, которые воплощали в себе многовековой опыт, народную мудрость, философскую мысль. Афоризмами также называют крылатые слова - краткие точные оригинальные выражения известных писателей, которые приобрели распространение в народе через остроумие или широту философских обобщений.
3.2. Выразительное и осмысленное чтение афоризмов, обсуждение их содержания.
3.3. Идейно-художественный анализ высказываний. Беседа с вопросами:
• С какой целью Г. Сковорода составлял свои афоризмы? Что было подпочвой их создания?
• Как условно по тематике можно распределить крылатые высказывания художника? (Например, о науках, дружбе, любви, жизни, истине, рациональности использования времени, чести и порядочность и т.п.).
• Над чем заставляют нас задуматься афоризмы?
• Связаны ли крылатые высказывания Г. Сковороды с его философией? Ответ мотивируйте, приводя убедительные обоснования.
• В чем заключается практическое применение афоризмов художника?
3.4. Составить информационное гроно относительно влияния афоризмов Г. Сковороды на человека.
жизненная основа;
любовь;
наука;
материальное благополучие;
работа;
Человек
счастье;
моральные качества;
красота;
здоровье;
воспитание;
предотвращение недостатков;
избежание врагов.
3.5. Работа в малых группах. Анализ афоризмов, обработка вопросов.
• Выражение, которое поразило вас своим содержанием и оригинальностью.
• В чем актуальность этого высказывания?
• Практическое применение афоризма в собственной жизни.
3.6. Мини-дискуссия.
Ученики делятся на группы, придерживаясь собственных убеждений и умения аргументированно доказать собственную мысль.
Группа I - те, кто считает афористические высказывания Г. Сковороды уместными, нужными, жизненно необходимыми.
Группа II - частично разделяют мысли предыдущей группы.
Группа III - ученики, которые не соглашаются с содержанием и назначением ни одного из афоризмов философа.
Группа IV - равнодушные к этим крылатым фразам Григория Савича.
Итог дискуссии.
3.7. Рубрика «Мои любимые афоризмы Г. Сковороды».
3.7.1. Любовь.
• Любовь возникает из любви, когда хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю.
• Что может быть слаже того, когда любит и стремится к тебе добрая душа?
• Разве не любовь все соединяет, строит, создает, подобно тому, как враждебность разрушает?
• Все минует, а любовь после всего остается.
3.7.2. Счастье.
• Когда ты твердо идешь путем, которым начал идти, то, по моему мнению, ты счастливый.
• Ищем счастье по странам, столетиям, а оно везде и всегда с нами; как рыба в воде, так и мы в нем, и оно возле нас ищет нас самих. Нет его нигде от того, что оно везде. Оно похоже на солнечное сияние - отклонения лишь вход в душу свою.
• Счастливый, кто имел возможность найти счастливую жизнь. Но счастливее тот, кто умеет им пользоваться.
3.7.3. Наука, образование, познание.
Страницы:
1 2 3