x x
menu

Г. Гулак-Артемовский «Рыбак», Е. Гребенка «Украинская мелодия», Н. Костомаров «Соловушка»

Цель: ознакомить учеников с литературой украинского романтизма, ее идейно-художественными особенностями; охарактеризовать жизнь и творчество программных поэтов-романтиков, проанализировать их поэзии; развивать память, внимание, наблюдательность, умение анализировать поэтические произведения, предоставлять соответствующий комментарий относительно их идейно-тематического направления, строить заключения, соотносить события в жизни писателя с его творчеством; воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову, чувству уважения к художникам-романтикам, прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений.

Оборудование: портреты поэтов-романтиков (П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, Н. Костомарова), библиотечка их произведений, иллюстрации к содержанию программных поэзий, материал о романтизме в украинской литературе, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Литературная игра «Создай пару» (по страницам жизни и творчества Г. Квитки-Основьяненко).

Условия игры: ученики класса распределяются на две команды, выбираются капитаны, состав жюри. Победителями будут считаться те, кто в течение 6 минут предоставит больше всего правильных ответов, т. е. образует пары.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Мечта о равенстве всех людей, устремление к справедливости, добру, красоте нашли свое выражение в романтических произведениях.

Из литературной критики.

Бывает миг какого-то потрясения: Увидишь мир, как впервые в жизни, Обычная туча, серая и осенняя, Пропишет вдруг краски золотые.

Л. Костенко.

1. Вступительное слово учителя. История возникновения романтизма в украинской литературе.

Романтическое изображение жизни возникало параллельно с реалистическим еще в глубокую давность. Проявилось оно в произведениях разных жанров старинных литератур: в сказках, легендах, мифах, идиллиях, приключенческих повестях и романах, позднее - в балладах, феериях и т. п. Название этого метода появилось через много веков; происходит оно от слова «романский», что употреблялось сначала для определения произведений, написанных не на латинском, а еа каком-то языке из романской группы индоевропейской семьи - французском, итальянском, испанском, португальском, румынском. В первой половине ХVIII ст. в английской литературе в слово «романский» начали вкладывать другое содержание: это что-то сверхъестественное, необыкновенное, странное, таинственное.

2. Связь романтизма с национальным движением.

Под влиянием французской революции 1789-1794 годов в Европе и Америке усилились антифеодальное и национально-освободительное движения. И вдобавок идеалы революции - «свобода, равенство, братство» в буржуазном обществе не были воплощены в жизнь. Капитализм утвердил господство «денежного мешка», новые формы эксплуатации и угнетения человека человеком, бездуховность, мещанство. Это вызвало у прогрессивно настроенных кругах тогдашнего общества уныние, разочарование, непринятие существующих порядков. Начались поиски нового идеала. Однако, остро возражая современный порядок, передовые люди невыразительно представляли себе то государственное устройство, которое могло бы обеспечить счастливую жизнь всех граждан. Отсюда - погружение в мечтательный мир, созданный воображением.

3. Идейно-художественные особенности романтизма.

3.1. Понятие о романтизме.

Романтизм - одно из ведущих направлений в литературе, науке и искусстве, который возник в конце ХVIII ст. в Германии и существовал в литературе Европы и Америки в первой половине ХIХ ст. Романтики выступали против нормативности классицистического искусства, против его канонов и ограничений. В художественном творчестве романтизм проявлялся в показе идеального героя, его духовного мира и его идеалов, ради которых он вступает в борьбу.

Основной чертой романтизма является трагический двумир: герой сознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и вместе с тем желает жить в этом мире с этими несовершенными людьми, мечтает быть ими понятым и принятым.

В новой европейской литературе как целиком определенный, своеобразный творческий метод романтизм начал формироваться в творчестве немецких писателей (Й. В. Гете, Г. Гейне и др.).

3.2. Признаки направления:

• изображение исключительных людей в необыкновенных обстоятельствах;

• показ непересекающихся событий, чаще всего трагических (таинственные убийства, похищения, колдовство, измена, разлука и т. п.);

• наличие фантастики (фантастические события, сказочные герои, чудодейственные предметы, сверхъестественные обстоятельства и ситуации);

• доминанта субъективного над объективным, стремление не воссоздать, а превратить действительность, тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах);

• идеализация патриархальных отношений;

• лирический герой находится в гармонии с природой и естественной жизнью;

• большая роль во всех родах литературы национально-исторической тематики.

3.3. Тематическая направленность:

• историческое прошлое Украины с ее демократическим укладом, казацкой вольницей;

• победоносная борьба против внешних врагов;

• изобличение и осуждение пороков общественного порядка (защита обиженного люда, выражение глубокого сочувствия ему).

3.4. Конфликт - между человеком и обществом.

Отображение мира сильных чувств героя, показ его исключительности, духовного благородства, способности к подвигу и вместе с тем изобличение никчемности, несовершенства существующего уклада жизни.

3.5. Основные герои романтических произведений - казаки, в частности запорожцы, самоотверженные защитники Родины, и народные певцы (кобзари, лирники, бандуристы) - выразители дум и ожиданий украинского народа, творцы и хранители национальной культуры. Рядом с образами реальных людей (казаков, гетманов, крестьян, ремесленников и других) нередко действовали мифические - русалки, ведьмы, вурдалаки, упыри и т. п. Все романтические герои высоконравственные или низкие духом, чрезвычайно красивые или очень безобразные.

3.6. Романтические пейзажи также необыкновенные, нередко страшные: дикие горы, глубокие ущелья, страшные чащи, бесконечные пустыни, заброшенные кладбища, разбуженное море, цыганский лагерь, бушевание стихий или сверхъестественная тишина.

3.7. Литературные роды - лирика и лиро-эпос. Из фольклора в литературное употребление были перенесены такие жанры, как песня, дума, мысль, баллада, легенда, сказка, из других литератур - поэма, элегия, романс, мадригал и т. п. Под влиянием исторических песен и дум романтики создали новую разновидность поэмы - историко-героическую.

3.8. Временные границы романтического направления в украинском литературном процессе охватывают конец 20-х - 40-х гг. ХIХ ст. Первыми произведениями, которые начали новое направление, были поэзии П. Гулака-Артемовского «Рыбак» и Е. Гребенки «Лодка». Но ведущая роль принадлежит так называемой Харьковской школе романтиков,- кружку, основателем которого был профессор И. Срезневский. В разное время в нем принимали участие такие преподаватели и студенты университета: Л. Боровиковский, А. Метлинский, Н. Костомаров, О. Шпигоцкий, П. Гулак-Артемовский, С. Писаревский, М. Петренко. Кружковцы писали не только романтические художественные произведения, а и научные исследования по проблемам истории и филологии, собирали образцы фольклора, печатали их отдельными книжками, издавали журналы и альманахи.

К романтическому направлению принадлежит творчество и таких писателей, как О. Афанасьев-Чужбинский, О. Бодянский, П. Билецкий-Носенко и др.

Высочайшего развития романтизм достиг в раннем творчестве Т. Шевченко.

4. Обработка жизненного и творческого пути программных поэтов-романтиков

4.1. Петр Петрович Гулак-Артемовский. (27.01.1790-13.10.1865).

Жизнь и творчество.

Замечательное знание украинского фольклора.

П. Гулак-Артемовский предоставляет неповторимый национальный колорит распространенному сюжету о романтической любви юноши к русалке.

Г. Федченко.

Сообщение № 1. Детство, годы обучения.

Родился П. Гулак-Артемовский 27 января 1790 года в Городище на Киевщине в семье священника.

С одиннадцати лет мальчик учился в бурсе, а со временем - в Киевской академии, в которой пробыл до 1813 года. Вспоминая о том обучении, писатель рассказывал, каких злоключений испытывал: в свободное от уроков время бегало по базару и собирал остатки от чумацких обедов, просил у Христа совета, чтобы его подвезли домой.

Академию оставил, не закончив обучение. Современники повествовали, якобы из-за смерти любимой девушки. Но документы свидетельствуют, что Петра Артемовского уволили из духовного звания в светское, чтобы он мог выбрать род занятий. Подобные «освобождения» практиковались тогда из-за недостатка вакантных поповских мест в приходах.

Сообщение № 2. Учительствование, преподавательская деятельность.

Четыре года П. Гулак-Артемовский учительствует в разных частных учебных заведениях, девичьих пансионах, семьях богатых польских магнатов на Правобережье. В 1817 г. переезжает в Харьков, поступает на словесный факультет Харьковского университета вольнослушателем и одновременно преподает французский язык в институте благородных девушек, а польский язык - в университете. Через два года ему разрешено сдать выпускные экзамены в университет, а сразу и экзамены на получение звания магистра. Имея большие способности, будучи человеком начитанным, глубоко зная свой предмет, П. Гулак-Артемовский быстро защитил диссертацию, со временем стал профессором университета. Трижды избирался деканом факультета, а с 1841 по 1849 год был ректором университета.

Сообщение № 3. Литературная деятельность художника.

Из детства вынес будущий поэт пылкую любовь к родному слову, уважение к простому человеку. Начало литературной деятельности П. Гулака-Артемовского относится еще к обучению поэта в Киевской академии. Ранние произведения он писал на русском языке, сделал несколько свободных переводов с французского языка. В Харькове впервые обратился к украинскому языку, поскольку этот город в то время был одним из наибольших культурных ячеек Украины.

Харьковский университет в то время стал одним из наибольших культурных центров и колыбелью журналистики. Здесь начаты первые на Украине литературные журналы «Харьковский демократ» (1816) и «Украинский вестник» (1816 - 1819). Среди сотрудников журнала «Украинский вестник» был П. Гулак-Артемовский.

Начав свою литературную деятельность еще в Киевской академии из характерных к тому времени свободных переводов, П. Гулак-Артемовский стал пробовать свои силы и в оригинальном творчестве на украинском языке. Он пишет басни, баллады, прозаические послания, критические статьи. Первые его произведения - «Господин и Собака», «Солопий и Хиря», «Растяпа и Чванько» - вызвали большой интерес не только у читателей, но и в литературных кругах. О молодом преподавателе университета заговорили теперь как о выдающемся украинском поэте. К сожалению, успешно начатая литературная деятельность художника быстро обрывается. Увлекшись административной деятельностью, он отходит от литературного творчества. Но поэт через всю жизнь пронес пылкую любовь к украинскому слову, и до старости сохранил поэтический талант, о чем свидетельствуют его послание последних лет.

Умер П. Гулак-Артемовский 13 октября 1865 г. в Харькове, где и похоронен.

Наибольшая заслуга П. Гулака-Артемовского в том, что он стал на защиту порабощенного крестьянства, одним из первых утверждал в украинской литературе народный язык.

4.2. Гулак-Артемовский «Рыбак».

4.2.1. Выразительное чтение поэтического произведения в ролях.

4.2.2. История написания.

Литературоведы утверждают, что начало романтизма в украинской литературе приходится на время публикации в журнале «Вестник Европы» в 1827 году произведения П. Гулака-Артемовского «Рыбак». Писатель указывал на особые причины, которые побуждали его передать на своем родном языке балладу Гете «Рыбак»: «Хотел попробовать: нельзя ли малороссийским языком высказать чувства нежные, благородные, возвышенные, не заставляя читателя или слушателя смеяться, как от «Энеиды» Котляревского и от других, с той же целью написанных стихов?».

Так художник-романтик с благородной неуверенностью в успехе издает свое произведение «Рыбак» как простую попытку.

4.2.3. Тема: рассказ о том, как молодой Рыбак по настойчивым уговорам Девушки-Русалки нырнул в воду, стараясь там продолжить свою жизнь.

4.2.4. Идея: прославление искреннего чувства любви, с помощью которого можно обольстить человека, изменить условия его жизни.

4.2.5. Основная мысль: любовь - обольщение, которое заставляет человека без нерешительностей проникнуться этим чувством и наслаждаться им.

4.2.6. Жанр: малороссийская баллада (по определению самого автора).

Баллада - небольшое стихотворное произведение, в котором рассказывается о событиях и персонажах героического, исторического или фантастического характера.

Особенности баллады как жанра:

• изображение одного события из жизни главного героя;

• высокая эмоциональность;

• непродолжительное время события,

• небольшое количество действующих лиц;

• сжатость, малый объем;

• стихотворная форма.

4.2.7. Сюжет.

Молодой парень ловил рыбку, все время скучая и наблюдая за поплавком. Из воды вынырнула Девушка-Русалка. Она начала упрекать Рыбака в том, что он «калечит ее род и плод». Красавица начала с увлечением рассказывать юноше о красоте подводного царства, приглашая его покинуть землю и продолжить свою жизнь в море. Недолго раздумывая, Рыбак, завороженный привлекательностью русалки, оставил берег и нырнул в воду. «И больше уже нигде не видели Рыбака!».

4.2.8. Композиция.

Баллада состоит из десяти куплетов по четыре строки.

Экспозиция: На берегу Рыбак молоденький.

Завязка: Бульк... из воды Девушка плывет, / И косу счесывает, бровками моргает!

Кульминация: Рыбак встал, Рыбак идет, / То остановится, то опять все глубже ныряет!

Развязка: И больше уже нигде не видели Рыбака!

4.2.9. Признаки романтизма в произведении:

• перенесение в литературу фольклорного жанра баллады;

• необыкновенные картины природы;

• тон баллады, ее мелодичность, эмоциональная вдохновленность;

• национальный колорит в изображении Рыбака и Русалки;

• наличие часто употребляемых уменьшительно-ласкательных форм, лексика поэзии.

4.2.10. Стихотворный размер: ямб.

4.2.11. Рифмование: перекрестное (сопредельное).

4.2.12. Рифма: мужская.

4.2.13. Художественные особенности баллады.

Риторические оклики: «Вода шумит! Водя гуляет!», «Ловитесь, рыбочки, большие и маленькие!», «Что рыбка смык - это сердце тёх!», «А вот гудит и волна удирает!», «Аж бульк! / И косу счесывает, и бровками моргает!», «Гей, гей!.. / На крюк ни щуки, ни линя!..», «И парень отдал бы нам сердечко!», «И из воды на мир выходят веселенькие!», «С мной будешь жить, как брат живет с сестрой!», «Сие зеркало,- глянь на свою красу!», , «То остановится, то опять все глубже ныряет!».

Риторические вопросы: «Зачем ты калечишь мой род и плод любимый?».

Уменьшительно-ласкательные формы: «молоденький», «рыбочки», «маленькие», «сердечко», «рыбалочка», «девченочка», «бровки», «хорошенький», «рыбки», «солнышко», «красненький», «веселенькие», «звездочки».

Метафоры: «Вода шумит... гуляет», «рыбка смык», «сердце тёх», «сердечко провещает», «волна удирает», «солнышко и луна... хлюпают... выходят», «звездочки блестят», «вода косточки занимает».

Эпитеты: «солнышко и луна... веселенькие, красненькие», «темная ночь», «предательский крюк».

Сравнение: «вода-зеркало», «Со мной будешь жить, как брат живет с сестрой!».

Повторы: «Вода шумит!.. Вода гуляет!.., «грустит...», «Гей, гей!».

4.2.14. Идейно-художественный анализ поэтического произведения П. Гулака-Артемовского «Рыбак». Обсуждение вопросов:

• Что вам известно о балладе как литературном жанре? Приведите примеры этих произведений.

• Упомяните о русалке — лирическом существе. Как к ней относились люди? Какие песни о русалке вы помните?

• Для чего П. Гулак-Артемовский к своей балладе подобрал эпиграф — строки из поэзии Гете?

• С какой речью обращался парень к рыбкам? О чем она свидетельствует?

• Почему каждое движение поплавка волновало сердце юноши?

• Чем, на ваш взгляд, была вызвана печаль героя во время рыбалки?

• За что героиня упрекает парня? («Зачем ты калечишь мой род и плод, любимый?»).

• Что свидетельствует о вероломности и хитрости Девченочки?

• Как героиня охарактеризовала красоту жизни в воде? («Как солнышко и луна красненький, / Из воды на свет выходят веселенькие! Ты же видишь сам, как в темную ночь / Блестят у нас звездочки под водой...»).

• Прокомментируйте обращение русалки к Рыбаку: «с мной будешь жить, как брат живет с сестрой!».

• Почему же герой все же таки решает нырнуть в воду? Лишь из-за обольстительность русалки?

«Микрофон»: какой вы представляете дальнейшую жизнь Рыбака в воде с Девчоночкой?

4.2.15. Работа в парах. Составить информационное гроно относительно характеристики героев баллады.

    молоденький; Рыбак печальный; способный к искренней любви; красивый; легкомысленный и доверчивый. обольстительная; «косу счесывает, бровками моргает»; певучая; Девчоночка искусительница; защитница красоты морской; убедительная и хитрая; любящая натура.

Образы мечтательного рыбака и водной красавицы благодаря мастерскому использованию художественных средств народной песенности окрашены ярким национальным колоритом. Юный Рыбак - это в самом деле украинский «парень» из крестьянских низов, Русалка-Соблазнительница - украинская «девчоночка», которая «косу счесывает и бровками моргает».

4.4. Е. Гребенка «Украинская мелодия».

4.4.1. Выразительное чтение поэзии с соответствующим комментарием.

4.4.2. «Украинская мелодия» - поэзия, которая возникла на почве народного творчества.

4.4.3. Тема: рассказ о переживании матери по поводу дальнейшей жизни ее дочери в браке.

4.4.4. Идея: возвеличивание искреннего чувства любви, ради которого человек жертвует даже собственной жизнью.

4.4.5. Основная мысль: брак с немилым (по желанию матери) - самоубийство молодицы: О, Бог мой милый! Что я наделала! / Дочь, как захотела, из света потеряла.

4.4.6. Жанр: литературная песня о трагедии любви.

4.4.7. Композиция: диалог матери с дочерью о ее будущем счастливом браке.

4.4.8. Сюжет.

Страницы: 1 2 3

4.4.9. Мать, заботясь о дальнейшей счастливой судьбе своей дочери, убеждает ее в том, чтобы она как можно скорее выходила замуж. Собственную мысль женщина мотивирует тем, что уже стала старой и в скором времени может умереть.

Молодица подчиняется приказу матери, соглашаясь на брак, и вдруг совершает самоубийство. Мать оплакивает преждевременную смерть дочери, обвиняя себя в трагедии, которая произошла.

4.4.9. Проблематика произведения:

• родители и дети;

• что есть счастье;

• жизнь и смерть;

4.4.10. Стихотворный размер: анапест.

4.4.11. Рифмование: параллельное.

4.4.12. Художественные особенности поэзии:

Обращение: «Нет, мама...», «Останешься, дочь...», «О мама, голубка...», «О, Бог мой милый!».

Риторические оклики: «Нет, мама нельзя нелюбимого любить!», «Ох, тяжело, ох тяжело с ним разговаривать! / Пусть лучше я буду весь век девовать!», «Останешься, дочь, одна, сиротой!», «Ты будешь веселая, одна, я заплачу!», «О, Бог мой милый! Что я наделала!».

Риторические вопросы: «Разве ты не видишь, какая я старая?», «Как глаза закрою, что будет с тобой?», «А в мире какая жизнь сироте?».

Повторы: «сиротой... сироте», «...нелюбимая любит». Эпитет: «несчастная судьба». Сравнение: «стонать... как горлица».

Метафора: «стонать под землей», «счастье утрачу», «крест Божий стоит», «...из мира потеряла».

4.4.13. Обсуждение идейно-художественного содержания произведения.

• Какой мелодии вы предоставляете преимущество? Ответ мотивируйте.

• В чем проявляется популярность той или иной мелодии?

• Чем молодица мотивирует собственное отношение к немилому? (Нет, мама, нельзя нелюбимого любить! / Несчастная судьба с немилым жить).

• Посудите и выскажите собственную мысль относительно того, что могла бы привести в качестве аргументов дочь своей матери относительно несчастной судьбы с немилым.

• Почему молодица выбирает путь вечного девичества, чем брак с немилым?

• Чем объяснить стремление старой как можно скорее выдать замуж дочь? (Разве же ты не видишь, какая я старая? / Мне в гроб ложиться пора).

• Какой видит мать сиротскую жизнь своего ребенка? (И горе, и нужду будешь терпеть ты).

• Почему дочь уступает своей любовью и решает угодить матери? Как это характеризует молодицу? (Пусть с немилым я счастье утрачу; / Ты будешь веселая, одна я заплачу).

• Из-за чего окончание произведения является трагическим?

• Как мать восприняла самоубийство дочери? Укоряла ли старая себя в душе за то, что оказывала сопротивление ребенку в ее любви?

• Как вы считаете, для чего Е. Гребенка написал это произведение? Кому оно обращено?

4.4.14. Мини-дискуссия.

• Какой вы видите жизнь матери без дочери? Собственную мысль обоснуйте..

4.4.15. «Микрофон»: «любовь - это...

4.4.16. Работа в малых группах. Составить сенкан «Любовь».

Любовь. Пламенная, искренняя. Бороться, приобретать, жертвовать. Чувство, источник движения. Смысл жизни.

Страницы: 1 2 3

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать