Футуризм в Украине. Футуристские группировки

«Плуг». На других позициях стояли участники литературной организации «Плуг», которая возникла в Харькове в марте 1922 г. Она объединила крестьянских писателей. Ее возглавил баснописец и прозаик С. Пилипенко. В «Плуг» входили Д. Бедзик, С. Божко, М. Быковец, В. Гжицкий, А. Головко, Г. Эпик, Наталья Забила, О. Копиленко, В. Минко, Галина Орловна, И. Сенченко, П. Усенко, Варвара Чередниченко и др. Издавали журнал «Плужанин» (1925- 1927 гг.), а также двухнедельную газету «Плуг» (1928-1932 гг.). Платформу организации положили С. Пилипенко, П. Панч, А. Господ, И. Кириленко и И. Шевченко. Они решительно выступили против «русской шовинистической буржуазии», которая «старалась задавить» украинский язык и культуру. «Плужане» задекларировали о своем желании создавать новую культуру, а в художественных произведениях изображать жизнь нового села в светлые «установки компартии», призвали критически относиться к искусству прошлого, в сфере эстетики защищали марксистский тезис о преимуществе содержания произведения над его формой. Они проводили массовые вечера, «понедельники», которые собирали большую аудиторию. Здесь зачитывались произведения не только писателей-харьковчан, а и О. Кобылянской, В. Стефаника, обсуждались новые художественные явления. На этих вечерах скрещивались эстетичные позиции пролеткультовцев, гартованцев, сторонников «динамизма и конструктивизма». Так формировались новые литературные школы, новые концепции искусства и творчества. «Плужане» проводили большую культурническую работу на селе. Но этот «масовизм» - погоня за количеством участников организации, образование бесконечных секций, признание каждого «селькора» и «робкора» «писателем» - оказался существенным недостатком организации. В ходе литературной дискуссии 1925-1928 гг. «Плуг» подвергся серьезной критике за «масовизм» и «красное просвещенчество». Поскольку талантливых писателей окружал большой круг малоспособных креаторов (творцов), то термин «плужанин» стал синонимом провинциальной ограниченности, низкого художественного уровня, примитивизма в изображении человеческой психологии.

На левацких позициях стояли креаторы «молодняка», союза комсомольских писателей (1926–1932 гг.). В организацию входили С. Воскресенко, И. Гончаренко, Я. Гримайло, С. Головановский, Б. Коваленко, П. Колесник, О. Корнийчук, С. Крижановский, Т. Масенко, Л. Первомайский, Л. Смилянский, А. Шиян, М. Скворец и др. Платформа была изложена в журнале «Молодняк» (1927, № 3). «Молодняковцы» объявили себя «боевым отрядом пролетарского фронта» и пропагандировали «интернациональную идеологию пролетариата». Здесь не обошлось без вульгаризации искусства: идеологически выдержанный рифмованный лозунг ставился выше лирического стиха; романтика объявлялась чужой и вражеской «делу пролетариата». Статьи молодых критиков отмечались ортодоксальностью, грубой расправой с инакомыслящими.

Такому идеологическому давлению стремились противостоять художники «Звена» (В. Подмогильный, Е. Плужник, Б. Антоненко-Давидович, Т. Осьмачко, Б. Сети, Г. Ивченко, Г. Косынка и др.), группа писателей «МАРС», «Октябрь» (1925 г.), которые вышли из «Аспанфута» (В. Десняк, Иван Ле, Г. Терещенко, Ю. Яновский, Ф. Якубовский, В. Ярошенко). Союз писателей «Западная Украина» (1925–1933 гг.) объединила художников, выходцев из Западной Украины. В 1933 г. их всех репрессировали, только несколько из них, пройдя сталинские концлагеря, выжили (В. Гжицкий, М. Марфиевич, Ф. Малицкий).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент