Футуризм (от лат.— будущее) был ответвлением модернизма, став одним из направлений авангардизма. Его творцы заявляли, что создают «искусство будущего», возражая его общественную функцию и идейное намерение художника, и ставили цель развенчания человека и эпохи.

В Украине футуризм зародился с именем Г. Семенко, который, послушав выступление В. Маяковского в политехническом институте, решил писать в духе футуризма. Это удостоверили его первые сборники «Prelude», «Дерзание», «Кверофутуризм» (от лат. quero - искать), которые появились в Киеве 1913-1914 гг. Но первую украинскую футуристическую организацию «Фламинго» он образовал в 1919 г., в которую вошли О. Слисаренко, Г. Шкурупий, В. Ярошенко, художник А. Петрицкий и др. Они пропагандируют модернизм в искусстве, противопоставляя его народнической литературе, издают «Универсальный журнал», «Искусство» (редактор Г. Семенко). Постепенно украинские футуристы левеют, а то и «сползают» на пролеткультовские позиции. Символами футуристов была желтая лилия и желтая блуза, которую заменяют синей, что должно было указывать на их пролетарское происхождение (с такими атрибутами они проводили литературные вечера).

1921 г. О. Слисаренко образовывает научно-художественную группу « Ком-Космос» (Коммунистический космос), а в начале 1922 г. Г. Семенко превращает ее в «Аспанфут» (Ассоциация панфутуристов, греческое слово господин - все, всеохватывающий), в 1923 г. она переименована в «Комункульт». Активными членами были Г. Семенко, Г. Шкурупий, Юлиан Шпол (псевдоним М. Ялового), О. Слисаренко, Г. Коляда, Г. Щербак, в нее вошли символисты Я. Савченко, Г. Терещенко и др.

Украинские панфутуристы стояли на таких началах: осудили «салоновую» буржуазную культуру, провозгласили деконструкцию (разрушение) искусства, предлагая создать новое «цель искусство» - искусственный синтез разных областей культуры и спорта. Поскольку осудили индивидуализм как мещанство, то отбрасывают и лирику как «буржуазный» жанр. Дескать, новые времена требуют развития драмы, что и обусловило появление авангардного театра, непревзойденным творцом которого был Л. Курбас. Они объявили динамизм художественным стилем нового искусства.

1927 г. Г. Семенко образовал организацию «Новая генерация» и издавал до 1930 г. под этим названием журнал, который больше всего европеизировал тогдашнюю украинскую литературу, пропагандируя под пролетарскими лозунгами новейшие художественные стили.

Известны десять манифестов украинских футуристов, которые обнародовались, кроме украинского, еще и французским, английским и немецким языками, ведь футуристы заботились о том, чтобы их знали и в Европе.

Словом, пока «пролетарская литература» была слабой, украинское писательство развивалось свободно и интенсивно, утверждая по-европейски модернистское искусство.

Левой ориентации были харьковские пролеткультовские организации «Всеукраинская федерация пролетарских писателей и художников», «Цех каменщиков» (1918 г.), которые отбрасывали классическое наследие и стояли на нигилистических позициях относительно украинского языка, развития национальной культуры в Украине, чем оттолкнули от себя художников. По словам О. Билецкого, пролеткультовские группы в Украине были провинциальными отделами московского Пролеткульта и для развития украинской литературы сделали очень мало. Только в большевистском Харькове они чувствовали себя самоуверенно, издали альманах «Арена», русскоязычные журналы «Пролетарское творчество», «Рабочий журнал». Активными участниками пролеткульта были русскоязычные писатели З. Невский, С. Радугин, а также украинские В. Эллан, В. Сосюра, В. Ковш, С. Пилипенко, М. Майский. Тем не менее, украинский пролеткульт не имел каких-то заметных художественных достижений и в 1924 г. фактически прекратил свое существование, но его роль приняли на себя ВУАПП (Всеукраинская ассоциация пролетарских писателей), ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей).

Заметной была организация «Закалка» (1923-1925 гг.), название которой образовано от слова «гартованцы», заимствованного из романа «Божки» (1914 г.) В. Винниченко, в котором так называлось общество рабочих. «Закалка» возглавил известный поэт В. Эллан. Среди первых членов «Закалки» были К. Гордиенко, И. Днепровский, А. Довженко, М. Йогансен, О. Копиленко, И. Кулик, В. Сосюра, П. Тычина, Н. Волновой и др.

В уставе обнародовалось, что пролетарские художники будут распространять коммунистическую идеологию, будут использовать украинской язык как орудие творчества, пропагандируя активную роль искусства в воспитании читателя, нового человека. От писателей требовалось воспевать современность, писать произведения, которые бы в массах вызвали настроения бодрости и жизнеспособности. Платформу организации положили В. Голубой в статье «Без манифеста» и И. Кулик в статье «На путях к пролетарскому искусству», который пролетарских писателей считал «художественным авангардом победного класса». В этой статье автор остро атаковал «буржуазное искусство», т.е. классическое наследие и советовал, каким образом диктатура пролетариата, новая власть должна склонять к себе писателей (предлагать им хорошие дома, хорошо оплачиваемые должности, высокие гонорары за изданные книги).

Он призвал писателей оставить тему гражданской войны и воспевать «вдохновенное строительство нового общества». «Пролетарских писателей» должна была объединять марксистская идеология, так называемая классовая позиция. В эстетике предоставлялось преимущество содержания над формой. Это был упрощенный взгляд на роль искусства в обществе, обусловленный утилитарным его пониманием как потребности дня. В 1926 г. «Закалка» прекратила свое существование и на ее обломках партийные функционеры создали ВУСПП, которая в 1927-1932 гг. отвечала русскому РАППу (Русская ассоциация пролетарских писателей).

ВАПЛИТЕ. В 1926 г., когда руководитель «Закалки» В. Эллан был болен, союз распался. Н. Волновой образовал новую литературную организацию ВАПЛИТЕ, стремясь вывести украинскую литературу на мировые вершины искусства. Ваплитяне боролись против политизации литературы, за высокое писательское мастерство и отбрасывали большевистские командные методы организации литературного процесса. ВАПЛИТЕ организовалась как академия, т.е. такое название, по мнению ее организаторов, обязывало академически, то есть серьезно и ответственно относиться к созданию нового искусства. Они призвали художников глубоко осваивать классическое наследие, а потому придерживались непримиримой позиции относительно невежества, халтуры, графоманства, которые пленили пролетарскую литературу. Учитывая это, условия вступления в ВАПЛИТЕ были трудными, особенно учитывалась писательская квалификация. Под этим же названием издавали журнал, в шестом номере которого в 1928 г. опубликована вторая часть романа «Вальдшнепы» Н. Волнового, за что его запретили и уничтожили. Организацию возглавили Н. Волновой, М. Яловый, О. Предрассветный. В нее входили Н. Бажан, А. Довженко, Г. Эпик, М. Йоганесен, Г. Коцюба, О. Копиленко, Н. Кулиш, А. Любченко, Ю. Смолич, В. Сосюра, П. Тычина и др. Во время литературной дискуссии 1925-1928 гг. Н. Волновой испытал со стороны компартии острые нападения, а потому, чтобы спасти ВАПЛИТЕ от разгрома, он вышел из организации. Ее возглавили Н. Кулиш и Г. Эпик. Но вследствие преследования партийными органами она в начале 1928 г. самораспустилась. Тогда писатели сплотились вокруг альманахов «Литературная ярмарка», «Универсальный журнал», которые в тогдашних сложных условиях больше всего европеизировали украинскую литературу. Однако украинских ведущих художников продолжали и дальше преследовать ВУСПовцы, заявляя, что ваплитяне осуществляют очередной маневр, чтобы «усыпить внимательность партии». В конце концов, бывшие члены «ВАПЛИТЕ» объединились в организацию «Пролетфронт» (Пролетарский литературный фронт).