x x
menu

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. РАСШИРЕНИЕ СПИСКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Раздел науки о языке, который изучает фразеологические обороты, называется фразеологией (в переводе с греческого — учение о фразе, выражении). Фразеологический оборот, или фразеологизм, или фразеологическая единица — это устойчивое сочетание слов. В отличие от свободного сочетания слов, в устойчивом одно или все слова теряют своё лексическое значение. Например, фразеологизм взять быка за рога обозначает «начать действовать энергично, решительно и сразу с самого главного». Однако, это значение не вытекает из сложения значений входящих в него слов. Кроме того, свободное сочетание слов создаётся говорящим в процессе речи.

Фразеологическое же сочетание не создаётся, а воспроизводится, извлекается из памяти в готовом виде и с готовым значением, которое, как правило, известно всем. Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека — его отношение к труду (золотые руки, бить баклуши), к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга), личные достоинства и недостатки (не теряет головы, водить за нос) и др.

Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности. Цель работы с фразеологизмами на уроках русского языка — в определённой мере раскрыть разные аспекты этого явления (значение, структура, стилистические пласты, источники происхождения, фразеологические словари) и, главное, обогатить речь учащихся этим средством выразительности речи. В дополнение к учебнику предлагаем и другие упражнения. 1. Сравните фразеологизмы-предложения и фразеологизмы-словосочетания.

Обратите внимание, что значение их всё равно Равнозначно слову. Составьте с ними по два предложения И запишите. I. 1.

Куры не клюют (много). 2. Кот наплакал (мало).

3. Куда Макар телят не гонял (далеко). 4. И след простыл (скрылся). 5. Велика важность (пустяк). II. Ноль без палочки (ничего), лететь стрелой (быстро), спустя рукава (плохо), из года в год (постоянно), от всего сердца (искренне). 2. Объясните значение данных фразеологизмов, принадлежащих К различным стилям. По одному из каждой группы введите В предложение и запишите. Подчеркните все члены предложения. Межстилевые или стилистически нейтральные: время от времени, по свежим следам, сдержать слово; разговорно-бытовые: делать из мухи слона, пальчики оближешь, ломать голову; просторечные: болтать языком, брать горлом, вешать собак; книжные: волею судеб, кануть в лету, внести свою лепту. 3. Прочитайте текст. Составьте план (письменно) и расскажите По плану об источниках фразеологических единиц русского Языка, приводя и свои примеры. Объясните значения фразеологизмов. Во фразеологическом составе, как и в лексическом, есть исконно русские, старославянские и иноязычные фразеологизмы. Основу фразеологии современного русского языка составляют исконно русские фразеологические обороты. К ним относятся: А) широко распространённые обороты разговорной речи: держать Ухо востро, засучив рукава, кривить душой, отвести глаза, на Вострить лыжи, погреть руки; Б) пословицы и поговорки: Без дела жить — только небо коптить; Из огня да в полымя; И швец, и жнец, и на дуде игрец; В) выражения из профессиональной и жаргонной речи: подкрутить гайки, белыми нитками шито, очутиться в тисках; ли Повое положение, выйти из игры, карта бита; Г) обороты книжной речи: в здравом уме и твёрдой памяти, пока суд да дело, линия наименьшего сопротивления, центр тяжести; Д) меткие выражения (крылатые слова русских писателей, учёных, общественных и военных деятелей): А воз и ныне там (И. Крылов); Блажен, кто верует, тепло ему на свете (А. Грибоедов); Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (А. Пушкин); Без руля и без ветрил (М. Лермонтов); Есть ещё порох в пороховницах (Н. Го голь); Вот приедет барин — барин нас рассудит (Н. Некрасов); Плоды просвещения (А. Толстой); Человек в футляре (А. Че хов); Безумство храбрых — вот мудрость жизни (А. Горький); Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковский). Из старославянского языка заимствованы, например, следу ющие фразеологические обороты: альфа и омега, во время оно; выпить чашу до дна; глас вопиющего в пустыне; знамение вре мени и др. Среди иноязычных фразеологизмов: из латинского языка (здоровый дух в здоровом теле; капля камень долбит); французского (бросить тень, быть как на иголках); немецкого (вот где собака зарыта, невзирая на лица); английского (время — деньги, холодная война). Также афоризмы из античной литературы (ахиллесова пята, дамоклов меч, яблоко раздора); меткие выражения известных писателей, учёных, общественных деятелей (золотая середина (Гораций); быть или не быть (Шекспир); король-то голый (Андерсен) и т. п. 4. Сопоставьте фразеологизмы в русском и украинском языках. Сделайте вывод о возможностях их перевода. 2–3 параллели запишите в тетрадь, объясните их значение. 5. Вставьте вместо точек пропущенные составные части фразео Логизмов. Сдержать … ; втирать … ; волынку … ; раскинуть … ; кровь с … ; льёт как … ; без царя … ; … на неделе; остаться … ; мартышкин … ; краеугольный … ; девичья … . 6. Перепишите, вставляя фразеологизмы в предложения. Ука Жите, где возможно, варианты фразеологизмов. 1. Девочка порезала палец и расплакалась. «Ничего …»,— успокаивала её мать. 2. Ольга, за какую работу ни возьмётся, всё у неё … . 3. Я много лет с ним … проработал, поэтому полностью ему доверяю. 4. На ярмарке у ребят прямо …, сколько там всего интересного было. 7. Отредактируйте текст, усилив его эмоциональную окраску. Замените некоторые слова подходящими фразеологизмами. Запишите, подчеркнув фразеологизмы как члены предложения. 1. «Если будешь плохо учиться, не видать тебе поездки в Крым никогда!» — предостерегал старший брат. 2. Саша в состоянии возбуждения может много лишнего наговорить, хотя по характеру своему он вовсе не злой. 3. Мать была сильно встревожена: уже почти месяц как сын уехал с геологами, а от него не было никакой весточки. 4. Народу в актовом зале собралось так много, что мест свободных не было совершенно. 5. Эта девочка очень способная, всё, что учитель ни говорит на уроке, быстро, мгновенно усваивает. 8. Составьте предложения со следующими фразеологизмами И аналогичными им сочетаниями слов. Образец: «До свиданья!» — крикнул он ещё раз и махнул рукой. Подумайте о больных, если на себя вы махнули рукой. Выносить сор из избы; гоняться за двумя зайцами; лежать на печи, сколько хочешь. 9. Найдите в данных предложениях фразеологизмы-термины. Являются ли они образными, эмоционально окрашенными: 1. Именительный падеж — это начальная, исходная словарная форма имени существительного. 2. Наше озеро окружено плакучими ивами. 3. Противительные союзы, как правило, многозначны. 4. Студенты готовятся к экзамену по начертательной геометрии.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать