Новыми акцентами для литературы Германии ознаменовалось творчество Франца Фюмана (1922-1984). Главная тема его во многом автобиографических произведений - духовный и нравственный перелом в сознании людей, оказавшихся на неверном жизненном пути в результате буржуазного воспитания и фашистской демагогии. В рассказах сборника «Еврейский автомобиль» (1962) повествуется о постепенном преодолении фашистской идеологии, варварства, духовного рабства.

Антиимпериалистические позиции Фюмана, борьба за гуманистические идеалы нашли свое выражение в его ранних поэтических произведениях.

Поэма «Путь в Сталинград» (1953) говорит о чувстве вины лирического героя, о переменах в его душе, о третьей встрече со Сталинградом, многострадальным городом, с которым прежде он встречался, сначала будучи солдатом, затем военнопленным, между этими тремя встречами протягиваются напряженные связи. В личных переживаниях открываются социальные основы, и здесь же изобличается сущность проповедовавшейся фашистами идеологии «народности».

В ряде стихотворений 50-х годов (они представлены в сборнике «Направление сказки», 1962) присутствует, например, тема мифа о Нибелунгах, исполь-343

зовавшегося фашистами для затуманивания умов немецких солдат. Поэтическая мысль обращена к социальным мотивам, которые скрывались или демагогически извращались теми, кто угнетал и обманывал народ. В стихах часто звучат мотивы сказок:

Мудрость сказок:

Из страданий рождается счастье,

И из чуда - реальность. Герою

Чувство страха всегда в них знакомо. и это придает стихам подлинную народность.

Содержание прозаических произведений Фюмана всегда определяется противоречиями между личностью и обществом в переломные моменты истории, проявляющимися в характерных ситуациях, событиях, деталях. Здесь отсутствует подробный пересказ биографии героев; их индивидуальность постепенно вырисовывается в непосредственной связи с повествуемым событием; переломный момент в сюжете наступает обычно тогда, когда ложное сознание, бесчеловечность сталкиваются с реальностью. Фюман предпочитает новеллистический жанр; сюжетные мотивы складываются в его новеллах в смысловое единство, которое делает конкретное событие примером, имеющим мировоззренческое и историческое значение. Новеллой «Однополчане» (1955) Фюман положил начало своему критическому осмыслению фашистского типа сознания.

Необычный случай позволяет увидеть, насколько извращались фашистами понятия о товариществе, долге и чести, правде и лжи (это было одним из главных мотивов социалистической антивоенной литературы). Незадолго до

нападения фашистов на Советский Союз трое солдат во время охоты в пограничном районе случайно застрелили дочь своего майора. Полагаясь на чувство «товарищества», они решают скрыть правду. Однако каждый из них не доверяет другому. Наконец Йозеф, сын высокопоставленного нациста, просит отца уладить дело: в смерти девушки обвиняют «русских», а в качестве «возмездия» вешают двух русских девушек. Тогда Томас, единственный из троих солдат, кого мучает сознание вины, пытается рассказать правду, но его объявляют сумасшедшим и ранят при попытке к бегству. Писатель показывает, что фашистские псевдоидеалы не просто несостоятельны - они служат средством для демагогического оправдания подлинных преступлений. В отличие от других новелл, где затронута

эта тема, здесь нравственный перелом в одном из героев только намечен. С гораздо большей силой изображено лицемерие, переходящее в варварскую жестокость.

Последующие произведения Фюмана - некоторые из них сатирически и гротескно заострены против реваншизма и неофашизма в Германии («Воспоминание», 1959; новелла «Богемия у моря», 1962, или идиллия «Эдип-царь» с ироническим посвящением «западногерманскому контингенту во Вьетнаме», 1966) - также отличаются высокой актуальностью. Развитие подлинно гуманистических отношений между людьми в социалистическом обществе служило Фюману мерилом для его критики империализма.

Эта критика стала темой новеллы Фюмана «Богемия у моря», в которой используется мотив Шекспира и контрапунктом сталкиваются темы прошлого и настоящего; в ней говорится также о поисках родины и о том, что обретенной наконец свободе все еще угрожает опасность.

О сохранении человеческого достоинства и защите гуманистических идеалов в условиях фашистского варварства повествуется в новелле Фюмана «Барлах в Гюстрове» (1963).

Знакомство с работой варновской верфи позволило Фюману увидеть перемены в мыслях и делах людей труда, о которых он написал в своих очерках «Подъемный кран и Голубой Петер» (1961).