Уравнивание Евгения и Петра в действии (угроза возмездия) подчеркнуто и стилистически: «Безумец... взоры дикие навел на лик державца полумира». Но и духовно высокое состояние Евгения передано высокой лексикой: его «чело к решетке хладной прилегло, глаза подернулись туманом, по сердцу пламень пробежал». Это уравнивание символично. Бунтующий человек - велик, именно мятеж проявляет потенциальное величие человека, дает силы, наполняет сердце отвагой, вселяет веру в себя. В этом одно из главных значений символа бунта. Наглядным примером непонимания поэтики Пушкина является одна из иллюстраций Бенуа к поэме. Медный всадник изображен и неожиданном ракурсе - перед зрителем громадный вздыбленный конь, на котором восседает могучий всадник, а внизу под страшно необъятным бронзовым брюхом коня - крошечная, карликовая фигурка безумца Евгения, поднявшего руку на великана. Рисунок тоже символичен - он подчеркивает бессмысленность бунта, жалкость безумца-бунтаря. Но он противоречит символике Пушкина.
Существенный момент поэмы - ее финал: преследование мятежника Медным всадником. Вся эта сцена - символична и потому глубоко содержательна. Обычно указывается, что значение и смысл сцены - в мастерстве Пушкина-реалиста, изобразившего бредовое состояние больного человека...
Мастерство Пушкина безусловно, но оно в другом - в слиянии символического и фантастического при изображении преследования Евгения, в открытии фантастики безумия в самой русской действительности, в условиях жизни столицы российской империи. Безумец и не может быть оправдан разумом деспотического режима. Ненависть власти к человеку, ее жестокость носят безумный и фантастический характер, но проявление этого безумия реально, как реален безумный правопорядок деспотизма. Пушкин создает образы-символы власти и бунта. И художественно, поэтически раскрывается в символе капитальная мысль о бесчеловечии самовластья, о непримиримости самодержавия со свободой человека, со свободой народа.
Вчитаемся в эти исполненные чуда прозрения, поэтически глубокие стихи:
- Евгений по площади пустой
- Бежит и слышит за собой
- Как будто грома грохотанье
- Тяжело-звонкое скаканье
- По потрясенной мостовой.
- И, озарен луною бледной,
- Простерши руку в вышине,
- За ним несется Всадник Медный
- На звонко-скачущем коне;
- И во всю ночь безумец бедный
- Куда стопы ни обращал,
- За ним повсюду Всадник Медный
- С тяжелым топотом скакал.
Пушкин в своем символе решительно отказывается от подобной аллегории,--- ему чужда идея «отеческой», «покровительствующей» десницы. Рука Петра в символе играет иную роль. Во время наводнения мы видим, что Петр: «Над возмущенною Невою стоит с простертою рукою». Ясно, что это не «десница покровительствующая» - она выброшена вперед для смирения бури и бунта стихии. Скачущий по Петербургу Медный всадник - символическая фантастика. В повести «Пиковая дама», написанной в ту же болдинскую осень, эта фантастика получит новое и еще более обобщенное выражение.
В «Медном всаднике» проблема возмездия поставлена и освещена в двух аспектах - поднявший бунт Евгений предрекал возмездие самовластью: «Ужо тебе...» С другой стороны - самодержавие карает всякого бунтовщика, его возмездие беспощадное. В том же Болдине через год тема возмездия будет вновь поставлена и по-новому решена в «Сказке о золотом петушке».