x x
menu

Фамусовское общество и люди фамусовского круга

Срывая все и всяческие маски, с огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепост-нического общества, в котором люди ценились по числу принадлежащих им крепостных рабов. В этом обществе, лишенном чести и достоинства, задавали тон «знатные негодяи», которые грабительством добывали себе почести и богатство, «зловещие старухи» вроде Хлёстовой, шулера и доносчики загорецкие, распространители сплетен, мракобесы, гонители просвещения. Люди фамусовского круга - корыстолюбцы, эгоисты - проводят свое время в светских развлечениях, пошлых интригах, сплетнях, злоязычии. Как справедливо говорит Герцен, автор видел собственными глазами эти «призраки сановников в отставке, прикрывающие орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия,  угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия. И вокруг этих «покойников, которых забыли похоронить», целый мир клиентов, интриганов, тунеядцев, ведущих жизнь, преисполненную формализма, этикета и лишенную всякого общественного интереса».

В современной критике «Горя от ума» наметилась попытка принизить дом Фамусова до «закоулка Москвы» и в связи с этим переоценка тех постановок комедии, в которых дом Фамусова изображают подобным вельможному особняку с колонным залом и сверкающими люстрами. Конечно, быт вельможной Москвы не соответствовал ни чину, ни званию, ни должностному положению Фамусова, однако дом его и не закоулок, и ставить положение Фамусова ниже положения Фомы Фомича, «начальника отделения» какого-то ведомства, значит необоснованно превращать его из барина в мелкого чиновника. Дом Фамусова по рангу своему в московском дворянском обществе можно было бы сравнить с домом Ростовых в «Войне и мире» Л. Толстого, которые тоже были не очень вхожи в вельможный мир. Да и общественная драма Чацкого резко бы снизилась, имей он своим антиподом не представителя барской Москвы,а лишь ее закоулка. Он и сам восклицает: «Вон из Москвы...», тем самым, связывая фамусовщину с Москвой в целом.

Фамусовское общество имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои, конечно, крепостнические, и все же проникнутые искренним убеждением в превосходстве взгляды. Уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, и быть не может у всякого здравомыслящего человека. Оно искренно не понимает, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек их среды отправляется в деревню читать книги или увлекаться химией. Это не монстры, а типичные представители барской психологии и морали допожарной Москвы.

Они убежденно гордятся собой, считают себя солью земли, столпами общества, избранными представителями нации. Декабрист Якушкин говорит о помещиках-крепостниках: «По их мнению, Россия держалась одним только благородным сословием». «Ведь только здесь и дорожат дворянством»,- говорит Фамусов о барской Москве. Несоответствие между претензиями этих господ и их общественной никчемностью выявлено с предельной остротой в сарказмах Чацкого. Его обличительные речи достигают высокого и благородного пафоса, когда он вступается за обездоленных и несчастных крепостных крестьян, чье бесправное положение и тяжелый подневольный труд были основой благополучия и паразитической жизни фамусовекого общества. Антикрепостнический пафос грибоедовской сатиры восходит к обличительной традиции Фонвизина и Радищева. Изображение фамусовекого общества явилось, говоря  словами  Белинского,  «энергическим...   протестом   против гнусной российской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против... светского общества, против невежества, добровольного холопства и пр., и пр., и пр.» . Но Чацкий метил и выше. Его слова:

  • Есть па земле такие превращенья
  • Правлений, климатов, и нравов, и умов;
  • Есть люди важные, слыли за дураков:
  • Иной по армии, иной плохим поэтом,
  • Иной... Боюсь назвать, но признаны всем светом,
  • Особенно в последние года,
  • Что стали умны хоть куда...

«явно полны намеков на каких-то сегодняшних деятелей, и притом людей весьма значительных. Но даже если мы не будем пытаться разгадать имена важных людей, слывших раньше за дураков, а затем невероятно возвысившихся, в словах Чацкого нельзя не заметить нескрываемой горечи разочарования в Александре I, заявлявшем на международном конгрессе 1820 г. всем реакционным единомышленникам в Европе, что он «совершенно изменился» и что, продолжая «любить конституционные учреждения» («...всякий порядочный человек должен любить их, но...»), сомневается в том, что их можно вводить «безразлично у всех народов. Не все народы готовы в равной степени к их восприятию».

«Тот, которым восхищалась Европа и который был для России некогда надеждою,- как он переменился!.. Теперь нельзя предвидеть ничего хорошего для России». Так писал брату приятель Грибоедова - Н. И. Тургенев. Это был общий для всей молодежи вывод, и именно его (весьма осторожно из-за цензуры) выразил Грибоедов словами Чацкого о превращениях... правлений. И слово иной, после которого поставил многоточие, едва ли не имеет в виду самого императора Александра I. Россия того времени представлена в комедии снизу доверху.

  • Это
  • ...враг исканий,
  • Не требуя ни мест, ни повышемья в чин,
  • В науки он вперит ум, алчущий познаний,
  • Или в душе его сам бог возбудит жар
  • К искусствам творческим, высоким и прекрасным...

Среди «алчущих познаний» был и уже упомянутый двоюродный брат Скалозуба, отказавшийся от чинов и отправившийся в деревню, и князь Федор - химик и ботаник, который «чинов не хочет знать» и чуждается пустой, светской среды, и профессора педагогического института, упражняющиеся «в расколах и безверье», и та передовая молодежь, от имени которой говорит все время Чацкий. «Смело говорю,- пишет декабрист Каховский о сверстниках Чацкого, - что из тысячи молодых людей не найдется ста человек, которые бы не пылали страстью к свободе. И юноши, пламенея чистой, сильной любовью к благу отечества, к истинному просвещению, делаются мужами» . О том же говорят и многие другие декабристы. За Чацким стояло целое поколение передовой русской молодежи.

Что Чацкий не одинок, понимал и Фамусов. «Ужасный век!» - восклицает он.- «Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». «Все умудрились не по летам»,- говорит он о молодежи, зараженной вольнодумством.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать