x x
menu

Эволюция творчества Чехова, импрессионизм его поздней прозы и драматургии; созвучность творчества Г. Ибсена

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими учеников; развивать навыки восприятия информации на слух, выделение главного, самостоятельной работы с книгой; воспитывать любовь к литературе, стремлению к самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к биографии; издание его произведений, иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов по произведениям Чехова.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I.             Анализ результатов тематического оценивания (тестирования)

II.            Мотивация учебной деятельности

Учитель. Нередко можно услышать: «Ничего не могу с собой сделать: у меня такой характер!». Когда Ольга Леонардовна, жена Чехова, написала ему, что у него уступчивый, мягкий характер, Антон Павлович ответил: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я зажигательный и др., но я привык сдерживать себя, так как распускать себя порядочному человеку не годится...». Существует чеховская школа в литературе. Существует также другая чеховская школа - школа морального воспитания. Обе они очень важные для нас. И об этом будет идти речь сегодня на уроке.

III.           Объявление темы и цели урока

IV.           Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя (мини-лекция с элементами беседы)

- В шестом классе мы с вами познакомились с некоторыми произведениями Антона Павловича Чехова, выдающегося русского писателя. И вы помните, наверное, его тонкую, полуироническую манеру в рассказах «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и других. Чехов любил общаться и вел огромную переписку.

Много писем А. П. Чехова являются известными. И они интересны не менее, чем его произведения, так как помогают лучше понять личность этого талантливого писателя, близкой к идеалу интеллигентного человека.

«Воспитанные люди,- писал А. П. Чехов,- по моему мнению, должны отвечать таким требованиям:

1)            Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительные, мягкие, вежливые, уступчивые…

2)            Они сочувственные не к одним только нищим и кошкам. Они болеют и за то, чего не увидишь обычным глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют со скуки и ночей не спят из-за того, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и покинет водку...

3)            Они уважают чужую собственность, а потому и уплатят долги.

4)            Они искренние и боятся вранья, как огня. Не обманывают даже в мелочах. Вранье обидное для слушателя...

5)            Они не унижают себя, чтобы вызвать у другого человека сочувствия…

6)            Они не тщеславные…даже Крылов сказал, что пустую бочку больше слышно, чем полную... и др. Чтобы быть воспитанным и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочитать только Пиквика и заучить монолог из Фауста... Здесь нужны беспрерывные дневная и ночная работа, вечное чтение, штудирование, воля... Здесь дорог каждый час...».

Кто же он такой и каким он был, Антон Павлович Чехов? Как случилось, что мальчик, который рос в очень неблагоприятных обстоятельствах, стал - причем за очень короткий срок - не просто талантливым писателем, а образцом интеллигентного человека? Каким образом из ученика греческой церковной школы, а потом таганрогской гимназии, который торговал в родительском магазине, пел по приказу отца в церковном хоре, вырос тонкий, нежный, бесконечно деликатный и внимательный человек? Наверное, те требования воспитанности, к которым Чехов направлял других, он выдвигал прежде всего к себе.

Как вы думаете, может ли человек сам себя воспитать, избавиться от отрицательных черт, которые достались ему, например, в наследство, или появились вследствие болезни (нервность, раздраженность, пылкость, несдержанность, невнимательность)?

Родился будущий писатель в 1860 году в Таганроге - небольшом портовом городе на берегу Азовского моря. Дед его был украинцем, крепостным, который выкупил свою семью из неволи. Отец был купцом, владельцем бакалейной лавки. Имел много талантов - рисовал, играл на скрипке, пел. Мать была из купеческого рода, умела хорошо повествовать интересные истории. В семье родилось пятеро сыновей и одна дочь, все были искусно одаренные.

В восемь лет Антона отдали в таганрогскую гимназию. Через 8 лет отец обанкротился и тайно перебрался с семьей в Москву, оставив сына для продолжения обучения. Чехову пришлось жить в бедности, зарабатывать на хлеб репетиторством. Закончив в 1879 году гимназию, он переехал в Москву, учился в московском университете на медицинском факультете, успешно его закончил и на протяжении всей жизни занимался врачебной практикой, даже написал серьезную научную работу «Врачебное дело в России». Литературной работой чехов начал заниматься еще смолоду - принимал участие в издании гимназийного журнала, печатал в журналах юморески, рассказы, пьесы, подписываясь разными псевдонимами - Антоша, Рувер, Брат моего брата, Антоша Чехонте и др.

Первые сборники его рассказов «Сказки мельпомены» и «Пестрые рассказы» приобрели благосколонность и читателей, и критики, а за сборник «В сумерках» академия наук наградила писателя Пушкинской премией.

В тридцать лет Чехов принимает решение поехать на Сахалин – самое страшное место ссылки в тогдашней России. Результатом этого путешествия была публицистическая книга «Остров Сахалин» и глубокое убеждение, что каторга не исправляет преступников, а лишь озлобляет, окончательно разрушает их души.

Чехов очень любил путешествовать. Он посетил много стран мира.

В 1892 году Антон Павлович купил небольшое имение Мелихово (теперь - г. Чехов). Там он прожил семь лет, лечил крестьян, строил школы, спасал людей от голода и эпидемий.

В связи с болезнью переехал в Ялту. Вступил в брак с актрисой московского театра Ольгой Книппер. В Ялте написал такие шедевры, как «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Невеста», «Вишневый сад» и др. Умер Чехов в 1904 году на немецком курорте.

Деятельность Антона Павловича Чехова на протяжении его короткой жизни была чрезвычайно разнообразной. Он написал 20 томов первоклассной прозы; вел деловую и творческую переписки (сохранилось около 4,5 тысяч его писем). У себя в усадьбе ежегодно принимал бесплатно свыше тысячи больных, еще и давал им лекарства; во время эпидемии холеры самостоятельно обслуживал огромный участок. Выстроил в подмосковных селах три школы для крестьянских детей, школу в Крыму, ходатайствовал об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой и театром, собирал книги для сахалинских школ и присылал их туда целыми партиями. В родном Таганроге организовал общественную библиотеку, куда пожертвовал свыше двух тысяч собственных книг. Чехов помогал голодным в неурожайные годы, беспокоился о строительстве в Москве дерматологической клиники и об устройстве в Крыму первой биологической станции. Корней Чуковский так писал о нем: «...В литературе он работал как фабрика. Людям помогал так неутомимо и активно, будто он был не человеком, а учреждением. Даже гостей принимал в таком неслыханном количестве, словно у него был не дом, а отель».

А. Чехов начал свою литературную деятельность как автор водевилей, юморесок; потом испытал потребность перейти к проблемной драматургии, а вскоре поставил перед собой чрезвычайно сложную задачу - научиться средствами театра проникать в трагизм реальности. Проза и драматургия позднего периода у Чехова обозначены влиянием импрессионизма, главными признаками которого является психологизм в изображении персонажей, стремление воссоздать изменения в настроении и жизненные впечатления, ритмическая организация прозы, внимание к цветам и звукам. Есть много черт, которые сближают творчество А. Чехова и Г. Ибсена. Это интеллектуальный характер драмы, открытый финал произведений и т.п.

•              Что вы думаете по поводу такой деятельности писателя?

2. Самостоятельная работа с учебником

Учитель. Составьте опорный конспект об этапах творчества А. П. Чехова (см. табл. на следующей странице).

V. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Комментирование выражений Чехова и высказываний о нем

•              «цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво изобразить жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь отклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь - мы не знаем», «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. Чехов).

Произведения: «Толстый и тонкий» (1883), «Смерть чиновника» (1883), «Хамелеон», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев». Особенности: журналистские работы; злободневные темы; юмористические издания; в центре — один эпизод; герои — обычные люди; проблема «маленького человека»; сатирическое звучание    Произведения: «Горе» (1885), «Анюта» (1886), «Тоска» (1886), «Мечты» (1886), «Степь» (1888), «Дуэль» (1891), «Попрыгунья» (1891), «Палата № 6» (1882). Особенности: изображение «правды жизни»; маленькие ежедневные трагедии людей; психологический анализ; подтекст; лиризм; раскрытие души; «скрытый трагизм вещей»

Произведения: «Дом с мезонином» (1896), «Моя жизнь» (1896), «Ионыч» (1898), «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), «Дама с собачкой» (1899), «Невеста» (1903), пьесы «Дядя Ваня» (1896), «Вишневый сад» (1903), «Чайка» (1896), «Три сестры» (1903). Особенности: воспроизведение духовной атмосферы эпохи, рассказ от первого лица или диалоги, косвенный язык, принцип монтажа, вопросы; в центре внимания - мысли и чувства, эмоциональный подтекст, импрессионизм глубокого укора, с безнадежной печалью на лице, искренним голосом сказал: “Плохо живете, господа!”» (М. Горький). «Сказ о Чехове еще не является завершенным, его еще не прочитали как нужно, не вникли в его суть, преждевременно закрыли книгу. Пусть ее раскроют снова, выучат и дочитают до конца» (К. Заславский).

«Наши писатели знают и любят автора “Человека в футляре”, “Чайки”, как мало кого из мировых мастеров слова» (М. Рыльский).

«...Напишите рассказ о том, как молодой человек, внук крепостного, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... ходил на уроки без калош, любил биться, обедать у богатой семьи, лицемерить и Богу, и людям, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба» (А. Чехов).

2. Сообщение ученика на тему «А. П. Чехов и Украина» (заочное путешествие)

Примечание. Ориентировочный план сообщения:

1)            Пребывание Чехова на Сумщине.

2)            Поездка на Полтавщину.

3)            А. Чехов в Крыму.

Эпиграфом к сообщению могут стать слова самого А. Чехова: «Украина дорога и близка моему сердцу. Я люблю ее литературу, музыку, замечательную песню, преисполненную волшебной мелодии. Я люблю украинский народ, который дал миру такого титана, как Тарас Шевченко».

VI.           Домашняя задача

Подробнее ознакомиться с биографией писателя, уметь характеризовать его творчество, обработав соответствующий раздел учебника; прочитать пьесу «Чайка».

VII.         Итог урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Закончите предложение:

•              Для меня открылось…

•              Чехова я считаю…

•              Меня привело в удивление…

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать