x x
menu

Евгений Павлович Гребенка (2.02.1812-15.12.1848)

Лучшее наслаждение, высочайшая радость жизни - ощущать себя нужным и близким людям.

М. Горький.

Сообщение № 1. Детство, годы обучения.

Е. П. Гребенка родился 2 февраля 1812 г. в семье помещика на хуторе близ Пирятина на Полтавщине.

На родном хуторе будущий писатель имел возможность познакомиться с жизнью народа, с его бытом и обычаями, с богатейшими сокровищами украинского фольклора. Буйное воображение мальчика питали, в частности, захватывающие рассказы няньки-крипачки.

Начальное образование получил дома от частных учителей, а потом учился в Нежинской гимназии высших наук (1825-1831). В начале 1834 года он переезжает в Петербург, где работает чиновником комиссии духовных училищ, вместе с тем учительствует в учебных заведениях.

Сообщение № 2. Литературная деятельность.

1) Журналистика. Художник в Петербурге.

Литературная деятельность Е. Гребенки началась во время его обучения в Нежинской гимназии высших наук. Значительное влияние на формирование художника как будущего писателя имело его активное участие в литературной жизни гимназической молодежи. В литературном кружке живо обсуждались литературные новости, произведения Радищева, Пушкина, Рылеева, первые попытки пера гимназистов, которые вмещались в рукописных альманахах. Одни из них выходил при участии Е. Гребенки, в каждом еженедельном номере которого, по свидетельству современников, появлялись его произведения, «преимущественно сатирические». Со временем он стал основным сотрудником рукописного журнала «Аматузия». После окончания гимназии и кратковременной службы в резервах 8-го Малороссийского казачьего полка Е. Гребенка возвращается в родной хутор на Полтавщине и периодически занимается литературной работой (в это время появляются в печати его отдельные басни, отрывки из перевода Полтавы А. Пушкина). В 1834 г. писатель переезжает в Петербург, завязывает широкие знакомства с литераторами и деятелями русской культуры, в частности А. Пушкиным, И. Крыловым, И. Тургеневым, К. Брюлловым, посещает литературные салоны и устраивает соответствующие вечера у себя дома. В Петербурге Е. Гребенка разворачивает литературную деятельность, систематически выступает со своими произведениями на страницах «Современника», «Отечественных записок», «Литературной газеты», «Утренней зари».

2) Е. Гребенка и Т. Шевченко.

Большую роль сыграл Евгений Павлович в жизни, творческом становлении Т. Шевченко, с которым познакомился во второй половине 1836 г. Он принимал непосредственное участие в выкупе его из крепостной неволи. На литературных вечерах у Е. Гребенки Тарас Григорьевич узнает о новостях тогдашней русской и украинской литературной жизни. Особая заслуга Е. Гребенки в том, что в 1840 г. с его помощью увидел мир «Кобзарь» Т. Шевченко. Также при участии Евгения Павловича в 1841 г. выходит альманах «Ласточка», на страницах которого были опубликованы произведения Тараса Григорьевича и многих других украинских мастеров слова.

Сообщение № 3. Разнообразие жанров произведений писателя:

• Украинские лирические поэзии, которые возникли на почве народного творчества («Лодка», «Украинская мелодия», «Зацвела девушка», «Маруся»...);

• басни, которые органически связаны с народными поговорками и пословицами («Верша и Болота», «Школьник Денис»);

• русские стихи («Печаль», «Скала»);

• романс «Чорные очи»;

• популярность Е. Гребенки как прозаику принес сборник « Рассказы пирятинца»;

• повесть «Нежинский полковник Золотаренко», «Кулик»;

• роман «Чайковский», «Доктор»;

• физиологические очерки: «Петербургская сторона», «Провинциал в столице», «Хвастун».

Если произведения художника 30-х - начала 40-х гг. имели вообще романтический характер, то ряд других повестей и рассказов этого и более позднего времени отмечается реалистической направленностью.

Сообщение № 3. Последние годы жизни.

Поселившись в Петербурге, Е. Гребенка навсегда сохранил любовь к родному краю. Почти каждое лето писатель приезжал на Украину.

В последние годы жизни художник начал готовить к изданию собрания своих произведений. В 1847 г. выходят из печати первые четыре тома, в следующем году - еще четыре. Но полностью осуществить свой замысел писателю не удалось 15 декабря 1848 г. после тяжелой и продолжительной болезни в расцвете творческих сил он умер. Тело его было перевезено на Украину и похоронено в Марьяновке близ родительского дома.

4.6. Н. Костомаров «Соловушка».

4.6.1. Выразительное чтение поэзии, определение ее главных мотивов.

4.6.2. Тема: воспроизведение красоты весенней природы, которую дополняет печальное пение страдающего соловья.

4.6.3. Идея: утверждение чарующей песни соловья, которая способна растрогать человеческие сердца.

4.6.4. Основная мысль: певучий голос птицы добавил сожаления девушке, которая грустила возле могилы.

4.6.5. Жанр: любовная лирика, музыкальное произведение.

4.6.6. Сюжет. Красоту весеннего сада дополняло замечательное пение соловьев, которое

Напоминало хор. Из них была та птица, которая пела возле могилы. Она будто сочувствовала, «расшевелила сердце» той, что находилась возле места погребения. Могила эта, наверное,- того, кого девушка любила и ради которого страдала.

4.6.7. Стихотворный размер: ямб.

4.6.8. Рифмование: кольцевое.

4.6.9. Художественные особенности произведения.

Повторы: «зеленый сад», «поет певец».

Гипербола: И в небо мыслью влетел, / Среди звезд поет.

Метафоры: «сад одела весна», «могила зазвенела», «соловушка запел, засвистел», «соловьи ведут танец», «соловей оплакивает беды людские», «печаль льется в сердца», «соловей застонал», «сердечко... голос птички распознало», «сердечко песня растрогала».

Эпитеты: «зеленая могила», «приязненные сердца», «пение старинное», «одинокая могила».

Сравнение: «Печаль льется в сердце, как в цветы капельки дождевые».

Риторические оклики: «Зеленая могила!», «Могила зазвенела!», «А здесь они ведут танец!», «С миром распрощался!», / «Из души не бросит цветок!».

Риторические вопросы: Кто голоса их различит? / Кто передом из них идет? / Кто звезды пересчитает?

Уменьшительно-ласкательные формы: «дорого», «капельки», «сердечко».

4.6.10. Идейно-художественный анализ произведения. Фронтальное опрашивание:

• Какие впечатления охватывают человека с наступлением весны? Почему в этот период преобладает зеленый цвет?

• Когда чаще всего поет соловей? Чем это объяснить?

• Почему соловьиное щелканье приятно воспринимается?

• Из-за чего многоголосие этих птиц напоминает танец?

• Чем вызвано одинокое пение соловья возле могилы?

• Кто, по вашему мнению, мог быть похоронен на том месте, где поет одинокая птица?

• О чем свидетельствует влияние соловьиного пения на внутреннее состояние человека?

• Можно ли считать щелканье этой птицы музыкой для сердца человеческого? Свои соображения обоснуйте.

• Чем объяснить разные отношения народа к соловьиному пению?

• Объясните, что имел в виду автор поэзии, отмечая: Поет певец — никто ему / Из души не бросит цветок!

• Как, на ваш взгляд, восприняла героиня произведения одинокое щелканье соловья над могилой, возле которой она находилась?

• Для чего девушка посещала могилу? Ответ мотивируйте, высказывая собственные предположения.

• Исследуйте, как Н. Костомаров старался в произведении соединить одинокость соловьиного пения, могилы, пребывание героини возле нее? Чем это обусловлено?

• Какие чувства, впечатления, мысли охватили вас во время чтения этой поэзии?

• Что свидетельствует о печальном настроении в стихе?

• Выявите элементы романтизма в поэзии.

4.6.11. Творческая работа в парах.

4.6.11.1. Прослушать соловьиное пение в аудиозаписи.

• Какие чувства и впечатления охватили вас, когда вы слышали благозвучную мелодию?

• Воссоздайте их письменно с помощью приема «Домино».

4.6.11.2. Составить информационное гроно «Пение соловья в произведении».

Соловьиное пение

«приязненный, любезный»; способный «пересчитать звезды»; «любовь и радость»; «беды оплакивает людские»; стон.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. С каким предложением обращалась Девчоночка к Рыбаку (П. Гулак-Артемовский «Рыбак»)? Она, на ваш взгляд, преследовала личные интересы или на самом деле заботилась об улучшении условий жизни парня? Свои соображения мотивируйте.

2. Каким образом соловьиное пение с одной стороны разделяет человеческую любовь, радость, с другой - оплакивание беды, сожаления (Н. Костомаров «Соловушка»)?

3. В случае если девушка согласна на бракосочетание, то она (Е. Гребенка «Украинская мелодия»):

А) выпекает каравай; б) идет в церковь; в) плетет свадебный венок; г) готовит полотенца.

Карточка № 2

1. Объясните, почему Е. Гребенка называет свое произведение «Украинской мелодией»? Что характерно для этой поэзии?

2. Исследуйте, какое значение имеет пейзаж в балладе П. Гулака-Артемовского «Рыбак» для восприятия его идейного содержания? Приведите убедительные обоснования.

3. Как люди относятся к продолжительному пению соловья (Н. Костомаров «Соловушка»)?

А) Не обращают внимания;

Б) стараются им насладиться; в) кое-кого это бесит; г) изъявляют желание посвятить себя искусству.

Карточка № 3.

1. Почему, на ваш взгляд, щебет соловья - пение любезных стихов? Ответ обоснуйте (Н. Костомаров «Соловушка»)?

2. Каким, по мнению девушки (Е. Гребенка «Украинская мелодия»), должна быть счастливая жизнь? Чем обусловлена ее мечта?

3. Чего не делала русалка (П. Гулак-Артемовский «Рыбак»), выныривая из воды?

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать