Цель: дать понятия по теории литературы об особенностях жанра романа; формировать умение работать с текстом и логически систематизировать обработанный материал; формировать умение делать короткие и содержательные записи в тетради, развивать читательские навыки исследовательского характера; оказывать содействие формированию гуманной личности.
Оборудование: портрет А. Пушкина; снимки с изображением исполнителей роли Онегина в опере П. Чайковского.
Тип урока: углубленное изучение художественного произведения.
- Миг вожделенный настал:
- Окончен мой труд многолетний...
- Небрежный плод моих забав,
- Бессонниц, легких вдохновений,
- Незрелых и увядших лет,
- Ума холодных наблюдений…
- А. Пушкин.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Работа над кроссвордом.
- Любимый французский поэт Пушкина. (Вольтер)
- Известный русский поэт, с которым Пушкин познакомился в царском Селе. (Жуковский)
- Имя неприятеля, от руки которого умер Пушкин. (Дантес)
- Семейное имение матери Пушкина. (Михайливское).
- Фамилия жены Пушкина. (Гончарова).
- Фамилия главного героя романа в стихах. (Онегин).
- Фамилия давнего славного предка Пушкина по матери. (Ганнибал)
- Привилегированное учебное заведение, в котором учился Пушкин. (лицей)
- Еще при жизни Пушкина получил всенародную... (любовь).
- Город на юге Украины, где поэт плодотворно работал. (Одесса)
- Город, в котором родился Пушкин. (Москва)
- Одна из известнейших сказок поэта - «Сказка в рыбаке...» (рыбке)
- Известная поэма Пушкина о Мазепе. (Полтава)
- Место, где Пушкин лечился на водах. (Кавказ)
Ключевое слово: название одной из известнейших первых поэм Пушкина. («Руслан и Людмила»).
2. Работа с таблицами ЗХВ.
Ученики озвучивают вопросы из второй графы («Хочу узнать»), которые возникли, и объяснения относительно их. Если ответов не нашли, такие ответы предоставляет учитель или указывает точный источник информации.
3. Работа со словарями.
Теория литературы.
Эпос - изображение человеческого характера в действии через участие в событиях и взаимоотношениях с людьми.
Роман - эпическое произведение большого объема, где жизнь обычных людей раскрывается на фоне исторически или социально весомых событий или обстоятельств.
Характерные признаки романа:
изображение всесторонней картины жизни людей и сложного круга жизненных явлений;
несколько сюжетных линий;
наличие системы равнозначных персонажей;
значительная продолжительность событий во времени.
жанровые формы романа:
семейно-бытовой — история одной или нескольких семей;
социально-психологический — изображение и анализ душевного состояния героев;
исторический — изображение конфликтов эпохи;
любовный — история любви;
приключенческий — история путешествий.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Роман А. Пушкина «Евгений Онегин» - первый реалистический роман не только в русской, но и в мировой литературе. Известный русский критик В. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни». И для самого автора это произведение было очень значимым.
(Работа с эпиграфами урока - учитель зачитывает и комментирует).
Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрость, зрелость, горькие часы без сна, разочарование и ожидание - вся жизнь прекрасного, гениального человека. (Ученики записывают тему и эпиграф урока).
III. Работа над темой урока.