x x
menu

«Евгений Онегин» – социально-психологический роман в стихах. Духовный мир его главных героев

 Цель: дать понятия по теории литературы об особенностях жанра романа; формировать умение работать с текстом и логически систематизировать обработанный материал; формировать умение делать короткие и содержательные записи в тетради, развивать читательские навыки исследовательского характера; оказывать содействие формированию гуманной личности.

Оборудование: портрет А. Пушкина; снимки с изображением исполнителей роли Онегина в опере П. Чайковского.

Тип урока: углубленное изучение художественного произведения.

  • Миг вожделенный настал:
  • Окончен мой труд многолетний...
  • Небрежный плод моих забав,
  • Бессонниц, легких вдохновений,
  • Незрелых и увядших лет,
  • Ума холодных наблюдений…
  • А. Пушкин.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Работа над кроссвордом.

  1. Любимый французский поэт Пушкина. (Вольтер)
  2. Известный русский поэт, с которым Пушкин познакомился в царском Селе. (Жуковский)
  3. Имя неприятеля, от руки которого умер Пушкин. (Дантес)
  4. Семейное имение матери Пушкина. (Михайливское).
  5. Фамилия жены Пушкина. (Гончарова).
  6. Фамилия главного героя романа в стихах. (Онегин).
  7. Фамилия давнего славного предка Пушкина по матери. (Ганнибал)
  8. Привилегированное учебное заведение, в котором учился Пушкин. (лицей)
  9. Еще при жизни Пушкина получил всенародную... (любовь).

 

  1. Город на юге Украины, где поэт плодотворно работал. (Одесса)
  2. Город, в котором родился Пушкин. (Москва)
  3. Одна из известнейших сказок поэта - «Сказка в рыбаке...» (рыбке)
  4. Известная поэма Пушкина о Мазепе. (Полтава)
  5. Место, где Пушкин лечился на водах. (Кавказ)

 

Ключевое   слово:   название   одной   из   известнейших   первых   поэм Пушкина. («Руслан и Людмила»).

 

  

  

  

  

  

  

  

  

1        
    3 4    
      5  
         
         
  2       6
           
           
         
         
         
       
       
         
     

 

 

          13  
  9 10   12   14
8     11      
             
             
             
           
           

 

2.      Работа с таблицами ЗХВ.
 Ученики озвучивают вопросы из второй графы («Хочу узнать»), которые возникли, и объяснения относительно их. Если ответов не нашли, такие ответы предоставляет учитель или указывает точный источник информации.

3.      Работа со словарями.

Теория литературы.

Эпос - изображение человеческого характера в действии через участие в событиях и взаимоотношениях с людьми.

Роман - эпическое произведение большого объема, где жизнь обычных людей раскрывается на фоне исторически или социально весомых событий или обстоятельств.

Характерные признаки романа:

изображение всесторонней картины жизни людей и сложного круга жизненных явлений;

несколько сюжетных линий;

 

наличие системы равнозначных персонажей;

значительная продолжительность событий во времени.

жанровые формы романа:

семейно-бытовой — история одной или нескольких семей;

социально-психологический — изображение и анализ душевного состояния героев;

исторический — изображение конфликтов эпохи;

любовный — история любви;

приключенческий — история путешествий.

II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Роман А. Пушкина «Евгений Онегин» - первый реалистический роман не только в русской, но и в мировой литературе. Известный русский критик В. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни». И для самого автора это произведение было очень значимым.

(Работа с эпиграфами урока - учитель зачитывает и комментирует).

Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрость, зрелость, горькие часы без сна, разочарование и ожидание - вся жизнь прекрасного, гениального человека. (Ученики записывают тему и эпиграф урока).

III.       Работа над темой урока.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать