x x
menu

Урок на тему: Эсхил как выдающийся древнегреческий драматург

Цель: Продолжить знакомство с традициями древнегреческого театра; ознакомить со сведениями о жизни и творчестве Эсхила; работать над текстом отрывков из трагедии «Прометей закованный»; развивать актерские способности; воспитывать интерес к театру как особого вида искусства.

Оборудование: Изображение бюста Эсхила, маски, костюмы.

ХОД УРОКА

И. Актуализация Опорных Знаний

1. Проверка составленных кроссвордов

( 2-3 на доске или взаимопроверка соседей по парте)

1) В честь какого бога устраивались первые спектакли в Давней Греции?

А) Зевса;

Б) Аполлона;

В) Диониса.

2) Кто был организатором театрального действа?

А) Спонсор;

Б) Хорег;

В) продюсер.

3) Назовите ведущие жанры древнегреческой драмы.

А) Драма, комедия;

Б) трагедия, драма;

В) Комедия, трагедия.

4) как называлась площадка, на которой происходило действие спектакля?

А) Орхестра;

Б) скена;

В) парод.

5) Название места, где переодевались актеры:

А) проскений;

Б) Скена;

В) парасцений.

6) Специальная обувь на высоких подборах

для актеров.

А) Пытка;

Б) Котурны;

В) еписодии.

II. Изучение нового материала

1. рассказ ученика-литературоведа

о жизни и творчестве Эсхила

(525–456 гг. до н. э.).

Эсхил, которого еще называют «отцом трагедии», родился в предместье Афин и происходил из аристократического рода. Принимал участие в войне греков с Персией, воевал в битвах при Марафоне, Платеях, на острове Саламини. Именно участие в войне с персами более всего ценил Эсхил в своей жизни, подчеркнув это в собственной эпитафии, в которой - ни слова о его литературной деятельности: «Мужество его помнят рощи Марафона и племя Длинноволосых мидян, которые в битве познали его».

Эсхил рано начал писать и оставил по себе 90 пьес, из которых к нам дошли лишь 7: «Перси», «Семеро против Фив», «Прометей закованный», , «Амемнон», «Хоефори», «Эвмениды». Последние три представляют единую драму-трилогию, которую называют «Орестея».

Эсхил 13 раз был победителем на драматических турнирах (впервые - в 484 г. до н. э.).

Последние года драматург провел на Сицилии, куда он выезжал и раньше для постановки своих драм. Там он умер около 456 . до н. э. и похороненный в городе Гели.

2. Подготовка к восприятию произведения

1) «Прометей закованный» — известнейшее произведение Эсхила. Эта трагедия принадлежала к тетралогии вместе с трагедиями «Прометей огненосный» и «Освобожденный Прометей», которые, к сожалению, не сохранились. Тетралогия (здесь) — это 3 трагедии и 1 сатирическая драма, которые поэты должны были подать на усмотрение жюри на литературном турнире.

2) Припомните миф о Прометея, перескажите его содержание.

3) Содержание предыдущей сцены.

В первой сцене трагедии изображено наказания Прометея. Исполнители воли Зевса - Влада и Сила - приводят его в Скифию, где Гефест приковывает его к скале.

3. Инсценирование отрывка «жалобы Прометея» (пролог, стихе 88-127)

Ученики-Актеры могут подготовить костюмы и маски, которые подчеркнут специфику выполнения древнегреческой драмы.

ПРОМЕТЕЙ ЗАКОВАНЫЙ ЖАЛОБЫ ПРОМЕТЕЯ (пролог, стихе 88-127)

Прометей (Сам)

  • Эфир божественный! В источники год!
  • 0 быстрокрылые ветра и бесчисленной
  • 90 Морской волны гул! Земля, иметь всех,
  • 1 всевидящий солнца круг,— вас клича я,
  • Взгляните, что — сам бог — я от богов терплю!
  • Истязания длинные тысячи лет Буду
  • Терпеть я!

Бесчестные которые мне выгадал пута Блаженных богов новый властитель. Ой, горе! Из настоящих мучений и будущих я рыдаю... Когда же будет край Безбрежному этому страданию?

  •  Что скажу я! Грядущее все выразительно я
  • Предусматриваю всегда, и неожиданных
  • Несчастий нет для меня,- итак, легко
  • Должен судьбу износить присужденную:
  • Это - непреодолимая сила Неизбежности.
  • И как мне молчать и как поведать

О судьбе несчастливой?! Дал, так как смертным я

  • Почетный дар - за это меня и осуждено:
  • В сухом стебле спрятав, источник огня 110 я перенес тайно, и людям произошло
  • Оно на все искусства их учителем.
  • Этот так как преступление я теперь искупаю,
  • В кандалах злых просто неба вися.
  • Слышать шелест в воздухе.
  • А! А! А!
  • Приближается хор Океанид.
  • Прометей

Но что это за шелест и дыхание незримый? То ли боги? смертные ли? или другое то что-то? Кто к боскетов этих на край мира пришел Глазеть на мучения безграничные мои? Взгляните же на узника, бездольного бога,

 На отцовского врага, всем божествам, Которые входят к Зевса в покое, Ненавистного тем, что не по мере К смертным благосклонности имел. Ой, шелест я снова слышу птичий, І эфир вокруг звенит. От взмахов крыльев легковойных. И страшит меня все, что поступает.

На крылатой колеснице появляется хор Океанид. (Перевод Б. Тена)

Вопрос к классу

1) какая часть драматического произведения называется прологом? (Начальная часть к вступлению хора)

2) какие чувства переживает Прометей? Чему?

4. работа с текстом

Найдите в тексте эпитеты.

(Эфире, божественный, быстрокрылые ветра, бесчисленная морская волна, бесчестные пута, безбрежное страдание, непреодолимая сила, кандалы злости, дыхание незримое, бездольный бог, взмахи легковойные)

Приведите пример аллегории.

(Непреодолимая сила Неизбежности)

5. Инсценирование отрывка «рассказ Прометея о его благодеянии

людям» (эписодий 2, стихе 436–525)

Рассказ Прометея о его благодеянии людям

(эписодий 2, стихе 436-525)

Не думайте, что это из произвола и гордости

Молчу я,- в груди сердце разрывается,

Когда взгляну на этот позор свой!

Кто, как не я, новейшим божествам этим 440 Распределил почетной судьбы дары?

Молчу уже, вы так как знаете и самые об этом,-

Вот о недоле смертных вы послушайте:

Это я же им, детям бестолковым, ум дал,

  • Я наделил их мудрым помыслом
  • Не для укора людям это рассказываю,-
  • Лишь чтобы силу показать даров моих.
  • Они раньше и смотря не видели
  • И слыша, не слышали, в сонном мечтании
  • Целая жизнь без просвета блуждая.
  • Не знали ни плотничества, ни подсолнечных

Домов из кирпича, а в земле селились,

  • Будто мошкара проворная, где-то в тьме
  • Пещер глубоких, солнцем не озаренных.
  • И определенной еще не было приметы в них
  • Для зим холодных и весны цветущей,
  • И золотого лета плодоносного.
  • Весь труд их был без понятливости. Таинственный восток
  • И мероприятие звезд небесных объяснило я им.
  • Из всех наук величайшую изобрел
  • Науку чисел, еще и письмен соединения
  • И творческую дал им память - эту праматерь муз!
  • И у ярма первый уярмил животных я,
  • Чтобы в трудной работе, приневоленные,
  • Людей своими заступили спинами.
  • я удилолюбных коней в колеснице впряг -
  • Богатых роскошей обрамления.
  • Кто, как не я, для мореплавателей выгадал
  • Между волн летающие легкие льяные повози?
  • Для смертных все орудия эти я изобрел,
  • Себе же, бездольный, не найду я способа,
  • Как из беды своей освободиться.

Хор

Уже и ум губишь в позорных мучениях ты! Словно плохой врач неопытный, Что сам заболел, блудишь и грустишь ты, 475 Себе самому лекарства не находя.

Прометей

И выслушайте дальше и придете в изумление,

Которые я мудрые изобрел в милосте

И искусства,- из них важнейшие вот которые:

Кто заболел, ни питье целебное

480 З травы лечебной, ни мастей не зная, Без помощи загибал врачебной,- я их научил излечимое лекарство мешать, Чтобы этим побеждать всякие хворосте. Для них я разные увещевания способы

485 Установил, и первый сны я определил,

Что исполняются; разъяснил я значение Примет дорожных, и тайных выражений, І полета хищных, кривопазуристых птиц - которая хорошо или на плохо предсказательница;

Все птичьи выяснил я обычаи -

И как живет с них каждая и чем питается, которая в них вражда и любовь которую я показал, которая имеет внутренности. У жертвы быть, чтобы богам нравиться,

которые - желчи и печеней цвета.

Толстые бедра пожегши и требуха Животных жертвенных, разоблачил перед смертными я сокровенную умелость предусмотрения. В огнистых знаках, еще никем не виданных.

500 Это все - от меня. Кто посмеет сказать, Что глубоко под землей скрытые Сокровища - железо, медь, серебро и золото - Он на выгоду людям, а не я нашел? Никто, кроме тех, кто бесстыдно хвастает,

505 А коротко сказать, то узнайте:

От Прометея - все у людей милости.

Хор

510 Прометей

Хор

515

Прометей Хор

Прометей Хор

О смертных не беспокойся свыше меры ты. И не забрасывай в несчастье сам себя,- Мы определенные, что, освободившись из кандалов этих, Ты перед Зевсом мощью не уступишь.

Всевластная Судьба приговор не такой дала,- Еще множество мучения и истязаний, еще тысячи я претерплю, пока из пут этих освобожусь: бессильная умелость перед Неизбежностью.

  • А кто спрятался от неизбежности?
  • Три Мойры и всепомнящие Эриннии.
  • Неужели сам Зевс им силой уступит?
  • Ему своей судьбы не избегнуть.
  • Разве Кронид не всегда будет царствовать?
  • Прометей

 

Об этом вам не узнать - не выпытывайте.

Хор

Большую, видно, кроешь тайну ты.

Прометей

Обратите на другой язык,- объявить. Об этом не время, это должен как можно глубже я прятать,- тайны как соблюдая

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать