3.17. «Энеида» И. Котляревского и музыкальное искусство.
Вторую жизнь поэме дали оперы «Энеида» (музыка Н. Лысенко, либретто Г. Садовского), «Эней на странствии» (музыка и либретто Я. Лопатинского), оперетта Г. Ашкаренко (либретто М. Кропивницкого) и другие лирические произведения.
Были сделаны и попытки экранизировать «Энеиду» методом мультипликации.

3.18. «Энеида» - показ социальной жизни тогдашнего украинского общества.
• Как в произведении И. Котляревский изображает крепостничество? Кого и каким образом он подвергает критике в преступных действиях против простого люда?
Важнейшей чертой эпохи И. Котляревского было крепостничество, но в поэме не даны развернутые картины крепостнической действительности, только в отдельных местах автор выступает против безобразий этой системы. Острейшее, хотя и косвенное выступление находим в описании ада: Господ за то там мордовали / И жарили со всех сторон, / Что людям льготы не давали / И ставили их за скотов.

Богатство помещиков возрастало за счет тяжелой подневольной работы крепостных, поэтому, чем больше крепостных имел дворянин, тем большим господином он считался. Это явление И. Котляревский высмеивает в монологе Зевса, который, пророча будущее Энею, говорит: Не малый будет он панок. / На барщину весь мир погонит...
Достаточно прозрачно намекает писатель на тогдашние порядки, при которых свободные, но бедные люди часто попадали в крепостничество через плутовство помещиков. Когда троянцы проезжали мимо островов Цирцей, паромщик предостерегает Энея от злых посягательств волшебниц, которые превращали людей в животных.

Помещики по тогдашним законам имели право делать с крепостными, что хотели: менять, продавать, покупать! Это явление тоже нашло свое воспроизведение в «Энеиде»: Юнона обещает дать Эолу «девку чернобровую», т.е. невольницу-крипачку. В аду видим господ, которые были «девок расположенные бить», встречаются здесь также крепостные «и господские, и казенные».

Вместе с тем И. Котляревский отметил появление и нового эксплуататора: бог огня, бог-кузнец Вулкан ведет себя со своими подчиненными как мелкий буржуа-жмот. Он сам ...потеет и трудится, / Всех ругает, бьет, сверкает / К работе приганяет мастеров.

Исследуйте, как художник разоблачил и подверг острой критике взяточничество и крепостничество - пороки феодально-крепостнического чиновничества. Отвечая, приведите убедительные примеры из поэмы.

Все чиновничье панство, которое в поэме выведено в образах богов-олимпийцев, за всякую самую мелкую услугу требует награды. Без взятки никуда нельзя приткнуться.

Сама Юнона, жена верховного бога, не отваживается без взятки просить бога ветров Эола, чтобы тот сделал бурю на море, и Эол за «подарок» согласен на преступление - потопить в море сотни невиновных людей, которые никакого зла ему не сделали.
Харон, перевезя Энея и Сивиллу через Стикс, «взял полалтына за труды» (алтын - семь копеек).

Эней, хорошо зная «божеские обычаи, во время бури спешит пообещать богу моря «полкопны денег» (копна - 50 копеек), и хотя Нептун и раньше знал, что ветра не имеют никакого права на его «вотчину» - море, и лишь теперь выгоняет их. Если бы Эней не дал взятку, Нептун и пальцем не шевельнул бы, чтобы помочь ему.
Даже к родному отцу Зевса Венера не может появиться с пустыми руками, когда ей нужно уговорить его стать на защиту Энея: она «пошла к Зевсу на ралец» - т.е. с каким-то подарком. Такой же «ралец» обещает богам и Эней, когда троянские женщины произвели поджог лодки. В ответ на такое обещание сразу же ...с неба дождь полился / В час весь пожар залил, / Бахнуло с неба, будто из бочки...

Богине Прозерпине, жене подземного царя Плутона, Эней приносит золотую ветвь, чтобы задобрить ее мужа.

Сивилла тоже не отстает от всевластных «богов» тогдашнего общества. Она просит у Энея для Феба, бога солнца и покровителя всех страдающих, а для себя бесцеремонно требует: «Мне дай сейчас за работу». Сивилла, которая знала все на свете, свидетельствует, что для того времени взяточничество имело силу неписаного закона и было очень распространено: «Ты знаешь,- дурак не берет: / У нас хоть немного кто смышленый, / Умеет жить по правде сущей, / То тот хоть с отца, то сдерет».

Острое осуждение И. Котляревським этого безобразного явления ярчайше проявилось в том, что чиновников писатель помещает в ад. Здесь видим судей, которые «по правде не судили и только грошики лупили и отбирали взятки»; крючкодера-жмота, который чье-то «дело», т.е. судебное дело, так «переиначил», что даже по тогдашним законам, по которым редко наказывали взяточников, он мог попасть в Сибирь; в аду очень много разных чиновников-плутов, так как все тогдашнее чиновничество, за мизерным исключением, грабило народ, беря взятки.

Какое значение имела протекция в отношениях между людьми? Подлежало ли это осуждению в тогдашнем обществе?

Чтобы достичь чего-то, нужно было иметь какого-то покровителя, чью-то протекцию. Неписаные законы протекции И. Котляревский остро высмеял. Так, Анхиз, который был страшный пьяница и умер, сгорев от сивухи, попал в рай по протекции Венеры, так как был в родственных связях с богами: Он божьей,- сказала,- крови / И по Венериной любви, / Где захочет - будет там и жить.

• Почему писатель отрицательно относится к «духовному чиновничеству» - служителям церкви?

Ни разу в поэме эти «пастыри духовные» не упомянуты благосклонно - они всегда представлены в сатирическом плане. Представители разных рангов духовенства - черного и белого (монахи и попы) - мучаются в аду наравне с другими грешниками за то, что не следили за своей «паствой», т.е. не учили людей добру, а стремились к обогащению, не гнушаясь никакими средствами наживы.
Чтобы подчеркнуть лживость духовенства - этого «халтурного рода», И. Котляревский иногда нарочно путает слова, называя попов жрецами, жрецов попами, или приравнивает последних к ворожбитам и колдунам.

Высмеивает писатель и показную набожность разных людей. В аду находятся также ...святые понуры... / Что не смотрели и на мир... / На четках мир пересуждали / И днем никогда не гуляли, / Ночью же было не без гостей.

Следует отметить, что сопоставление печатного и чернового текстов «Энеиды» свидетельствует, что И. Котляревский для печати значительно смягчает свои выступления против духовенства.

3.19. Обработка идейного содержания поэмы. Беседа с вопросами:
Часть I.
• Как И. Котляревский характеризует Энея в начале произведения? О чем свидетельствует отношение автора к своему герою? («Эней был парень проворный / И парень, хоть куда казак»).
• Что заставило Энея оставить Трою? Чем вызвано отрицательное отношение Юноны к герою поэмы? («Казался острее ей от перца, / Ни в чем Юнону не просил; / Но больше всего ей не любился, / Что, видишь, в Трое родился / И мамой Венеру звал»).
• Для чего богиня отправилась к Эолу с «хлебом с солью»? Что означает этот ритуал? (Гостеприимность, искренность в своих чувствах).
• С какой просьбой обратилась Юнона к Эолу? («Сбей Энея с толку, / Теперь плывет на море он... / Пошли на его бедствие злее, / Чтобы люди все, что при Энее, / Погибли, и чтобы он и сам...»).
• Как отреагировал Эней на бурю в море? («Эней здесь крикнул, как на пуп; / Заплакался и зарыдался, / Потрепался, весь подрался, / На темени начесал аж струп»).
• Какой вреда нанес Эол Энею и его сторонникам на море? («Все лодочки их разбились, / Много войска здесь пропало; / Тогда набрались все сто бедствий!»).
• Почему герой вынужден был обратиться за помощью к Нептуну? Каким образом должен был казак отблагодарить морского властителя? (Эней кричит, что «я Нептуну / Полкопы денег в руку суну, / Лишь бы на море шторм утих»).
• Какое кушанье употребляли троянцы на обед после окончания бури? («Здесь с салом галушки якшали, / Лемишку и кулиш глотали / И брагу кухликом тянули; / И водочку хлестали»).
• Как автор характеризует Венеру? Почему она не была равнодушной к судьбе Энея и его отряда? («Венера, не последняя шлёха, / Бойкая, враг ее не взял, / Увидела, что так полоха, / Эол сынка, аж заххвалял; / Умылась, принарядилась / ...Пошла к Зевсу на ралец»). • Что высмеивает Иван Петрович на примере Зевса? В чем это проявилось? («Зевес тогда кружав сивуху / И селедкой заедал; / Он, седьмую выпив восьмуху, / Остатки из кварты выливал»).
• С какой просьбой обратилась Венера к Зевсу относительно Юноны? (Когда бы она и не бесилась, / Замолкла и не артачилась, / Чтобы ты сие сам и извелив»).

Какую будущую судьбу предрекал Юпитер Энею? («Эней выстроит сильное царство / И заведет свое там панство; / Не малый будет он панок / На барщину весь мир погонит / Много ребят там наплодит / И всем им будет предводитель»).

Что свидетельствует о критическом отношении казака к своему досугу? («Когда бы,- говорит,- умер я в Трое, / Уже бы не пил сей горькой / И напрасно так не волочился»).

Как Дидона встретила троянцев, когда те ходили городами? Что они сообщили о своем настоящем положении? («Мы все, как вишь, народ крещен, / Волочимся без участи / Мы в Трое, знаешь, рождены, / ...Дали нам греки взбучки / И самого Энея-Господина / В три вырви выгнали оттуда. / ...Теперь ты знаешь, мы откуда»).