Мировую славу предоставил Вергилию его третье великое произведение - героическая поэма «Энеида». В этой поэме встречаем уже знакомые из поэмы Гомера «Илиада» имена героев. Так главный герой поэмы Вергилия Эней был сыном Анхиза и Венеры, Анхиз же приходился двоюродным братом троянскому царю Приаму. Таким образом, Вергилий будто рассказывает о тех событиях, которые остались за пределами «Илиади». В «Илиаде» Эней показан много раз как один из величайших троянских вождей, первый после Гектора. Уже там он пользуется благосклонностью богов, а потом говорится о дальнейшем царствовании его и потомков над троянцами.

Волнению моему нет границ, ведь сегодня я жду встречу с выдающимся римским поэтом Вергилием! А вот и он. Я увидел его таким, как описал поэта Светоний: высокий ростом, чернявый, он был скорее похожий на крестьянина, чем на человека из высшего круга, любимца императора. Вергилий приветливо улыбнулся, мы познакомились, завязалась беседа. Негромко поэт поделился воспоминаниями о своем детстве, об учебе, о занятии философией, медициной. Такое образование давало возможность юноше стать оратором, и, как вспоминал поэт, не стал им - он очень медленно разговаривал, был стыдливым. И мне хотелось узнать у поэта о его главном наставнике - Октавиане. Когда поэт услышал мой вопрос, он сказал:

  • - Возможно, мне тяжело быть объективным относительно моего императора, но я уверен: он первым понял, что политику войн необходимо изменять, что лучше действовать пряником, чем кнутом. И он начинает бороться за духовное возрождение народа.
  • - Именно поэтому он ставит на службу государству искусство?
  • - Так, и прежде всего литературу - он делает ее частицей государственной идеологии.
  • - Недаром І столетие позднее назовут «золотым веком» римской литературы. Она поддерживается императором, расцветает.

Вергилий заинтересовался этим фактом, начал расспрашивать о просто фантастическом для него XXI столетии. Я снова обратился к чтимому поэту:

- Потомки знают Вас как автора славной «Энеиды», но во всех школьных учебниках рассказывается, что первый литературный успех принесли Вам произведения «Буколики» и «Георгики», которые прославляли мирную крестьянскую работу. Почему выбор упал именно на эти темы?

  • - Во-первых, я служил Октавиану, который призвал перековать мечи в пахала. А во-вторых я родился в крестьянской семье, знал цену тяжелой работе на земле, но и знал радость мирной работы. Именно этому посвящены мои «Буколики».
  • - А Ваши «Георгики», как утверждают современные специалисты, можно было бы использовать как агрономический справочник! Когда сеять, как присматривать, даже раздел о пчеловодстве есть!
  • - Да, я был неплохим пасечником!
  • - Кстати, эта поэма показала и поэту, и читателям, чего он достоин и подвела к главнейшей работе - «Энеиде».

Поэт задумчиво улыбается, вспоминая те времена... Я не отваживаюсь прервать его молчание. А он с улыбкой говорит:

  • - Да, «Энеида» - это моя лебединая песня...
  • - Вы знаете, меня как читателя поразило довольно редчайшее явление для литературы, когда объединяется поощрение сверху и душевные склонности автора.
  • - Хоть верьте, хоть не верьте, а я был счастлив, когда описывал странствования Энея - сына Венеры и Анхиза!
  • - Не секрет, что Ваша «Энеида» - это римский вариант «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.
  • - Да, я хотел создать героя, но римского героя.

- Возможно, именно поэтому у Энея мы не встречаем героических черт. Основа его личности - благочестие, покорность судьбы. Он не жестокий, не злой, он более человечный, чем героический. Очень часто Эней плачет, сочувствует другим. Когда в последнем поединке Турн просит Энея извинить его, сын Анхиза почти готов на это. И вдруг взгляд падает на плечо Турна, а там завязана лента убитого Палланта. Гнев переполняет Энея, и он - фатальный для Турна. Вот таким увидело человечество героя Вергилия. Интересно, а как относился к нему Август?

  • - Я лично читал императору отдельные книги «Энеиды» - 4 и 6. Ему нравилось. Я был счастлив.

Вергилий снова улыбнулся, взял в руки палку. Я также встал, поблагодарил поэта за диалог и ощутил, что я - также счастлив! Ведь мне удалось взять интервью у выдающегося Вергилия! Поэт пошел, я еще долго смотрел ему вслед, и почему-то вспомнилось: свою «Энеиду» Вергилий завещал уничтожить, считая ее незавершенной...

В «Энеиде» Вергилий изображает прибытие Энея и его товарищей после падения Трои в Италию для учреждения римского государства. Сюжет «Энеиды» состоит из двух частей: первые шесть песен посвящены странствованиям Энея от Трои до Италии, а другие шесть - войнам Энея в Италии. Вергилий во многом подражал Гомеру, так что первую половину «Энеиды» можно назвать наследованием «Одиссеи», а другу - «Илиады». Интересно, что и в отношении стиля Вергилий во многом подражает предыдущим античным авторам, в частности Гомеру.

Его поэзия отмечается стилем монументальности, объединенным с детализацией. Эту детализацию видим и в поэмах Гомера. Здесь можно тоже провести некоторые параллели. Так у Гомера читаем только упоминание о молоте и наковальне, мехах и одежде, сильных руках Гефеста. У Вергилия изображена страшная подземная фабрика. В то время как на щите Ахилла у Гомера картины астрономического и бытового характера, на щите у Энея у Вергилия изображена вся величественная картина истории Рима, изображены великие деятели и мировое могущество государства. Таким образом, поэзия Вергилия носит более монументальный характер, хоть влияние Гомера видно и в сюжете, и в форме изображения сюжетного действия.

Роднит Вергилия с Гомером и похожий взгляд на взаимоотношения между людьми и богами. Правда, герои Вергилия намного больше зависят от богов. Так Эней против своей воли вынужден подчиняться фатуму. Прочитав «Энеиду», читатель понимает, что Вергилий и в самом деле творчески подражает Гомеровской поэме, но это делает его произведение еще более интересным и захватывающим.