x x
menu

Эдмондо Де Амичис

Среди классиков итальянской мировой Эдмондо Де Амичису (1846-1908), автору  популярной   книги   «Сердце»   (1886),   переведенной  на   многие языки. Де Амичис начал литературную деятельность в конце 60-х годов, когда близилась к завершению долголетняя освободительная борьба итальянского народа против австрийского владычества, известная в истории под названием «Рисорджименто»1. Участник сражений с австрийцами, страстный патриот и поборник воссоединения Италии, Де Амичис видит высшее воплощение народного героизма в образе Джузеппе Гарибальди, одного из руководителей национально-освободительного и объединительного движения.

В многочисленных сборниках рассказов и очерков, проникнутых искренней любовью к народу и глубоким гуманизмом, Де Амичис разрабатывает темы, волновавшие широкие демократические круги итальянского общества. На основе личных наблюдений он пишет о подвигах итальянских солдат, проливавших кровь за освобождение родины, о легендарной удали гарибальдийцев, о страшной нищете крестьян и трудового люда городов, об эмиграции итальянских бедняков в Америку, записывает разговоры, услышанные на улице, рисует выразительные портреты представителей разных слоев населения и т. п. Особое внимание Де Амичиса привлекают вопросы воспитания молодежи и школьного образования. Этой теме посвящены его лучшие книги: повести «Сердце» и «Учительница рабочих» (1898), сборник рассказов «Между школой и домом» (1896), «Роман школьного учителя»  (1894)

С начала 90-х. годов Де Амичис- член социал-демократической партии Италии и пропагандист социалистических идей. Но социализм Де Амичиса можно назвать утопическим. Он «социалист чувства», а не действия. Не будучи революционером, он надеется на постепенные социальные преобразования и избавление трудящихся от нищеты по доброй воле имущих классов. В книге «Сердце» запечатлены и сильные и слабые стороны мировоззрения Де Амичиса, Книга очень своеобразна. Трудно определить ее жанровую разновидность. По пестроте и разнородности содержания она скорее напоминает хрестоматию, чем обычную повесть, и как всякую хрестоматию дети должны читать ее медленно, небольшими порциями. Дневниковые записи школьника о событиях одного учебного года, о своих взаимоотношениях с соучениками, родителями и знакомыми, о невзгодах и радостях окружающих его людей, придают мозаичному сюжету внутреннее единство. Законченные повествовательные отрывки перемежаются бытовыми зарисовками, психологические наблюдения - назидательными письмами родителей Энрико (так зовут мальчика, ведущего дневник), нравоописательные очерки - ежемесячными рассказами учителя о добрых делах и геройских подвигах детей.

Эти вставные рассказы имеют самостоятельное значение и часто издаются у нас небольшими сборниками для учащихся начальной школы. Лучшие из рассказов, входящих в книгу «Сердце»,- «От Апеннин до Анд», «У постели больного отца», «Маленький флорентийский писец», «Маленький барабанщик с острова Сардиния» - полностью сохраняют как художественную, так и воспитательную ценность. Де Амичис взывает не только к разуму, но и к сердцу. Отсюда и название книги. Автор хочет внушить юным читателям человеколюбие, сострадание к беднякам, чувства справедливости и честности, правдивость и гуманность, патриотизм и гражданственность, презрение к эгоизму, трусости и торгашеской расчетливости. Он старается привить школьникам идеи товарищеской солидарности, учит их ценить самоотверженную работу учителей, уважать простой физический труд и честных, скромных людей, в поте лица добывающих себе кусок хлеба. И все это выражено не в декларативной форме, а очень ясно, убедительно и доходчиво - на живых, конкретных примерах. В каждом эпизоде содержится мораль, а вся книга в целом- классический образец занимательного и одновременно поучительного чтения для детей младшего и среднего возраста. Недаром прогрессивные педагоги подняли книгу Де Амичиса на щит. В одной только России она выдержала в дореволюционные годы около двадцати изданий (начиная с 1889 года книга выходила на русском языке под заглавием «Дневник школьника», «Записки школьника», «Школьный год», «Школьные товарищи»)1.

Вместе с тем заметны и недостатки повести Де Амичиса. Социальные противоречия  он изображает глазами  мальчика  из достаточно обеспеченной семьи. Родители Энрико всячески поощряют филантропию, видя в ней чуть ли не единственный способ облегчить положение народа, а учителя прокламируют в тех же целях дружбу детей из разных сословий. Таким образом автор, следуя своим утопическим идеалам, создает иллюзию равноправия богатых и бедных. При этом он нередко теряет чувство меры и впадает в сентиментальность. Отдельные места книги, где восхваляются буржуазные общественные деятели Италии (например, Кавур), явно устарели. В советских  изданиях она  печатается  с сокращениями.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать