x x
menu

Е. Гуцало «Семья дикой утки». Человеческая доброта и жестокость, милосердие и настоящая забота о природе

Цель: исследовать, как в произведении Е. Гуцало «Семья дикой утки» на примере героев рассказа изображена человеческая доброта и жестокость, милосердие и настоящая забота о природе; охарактеризовать образы Тоси и Юрия; развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, память, умение предоставлять объективную оценку событиям, поступкам героев, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству Е. Гуцало, любви к природе, ее составляющих; черты доброты, милосердие; пренебрежительное отношение к жестокости, вранью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Е. Гуцало, текст произведения, иллюстративный материал на тему охраны природы, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

2. Беседа с вопросами.

• Какое художественное произведение называют рассказом? (Рассказ - небольшое прозаическое произведение, сюжет которого применен на определенном эпизоде из жизни одного персонажа (иногда нескольких).

• На что обращает внимание Е. Гуцало в произведении «Семья дикой утки»?

• Какое значение уделяет писатель пребыванию человека в естественной среде. Свои соображения докажите, ссылаясь на текст произведения.

• Какие черты характера старается воспитывать Е. Гуцало у читателя на примере своего программного произведения?

• Для чего на территории России и многих других стран мира созданы заповедники? Какие из них вам известны?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

  • Не всякая стежка без спорыша, не у каждого человека добрая душа.
  • Народная пословица.
  • Главной задачей человека в любой деятельности - быть человеком.
  • В. Белинский.

1. Вступительное слово учителя.

Вечные понятия добро и зло, милосердие и жестокость, над которыми задумывается каждый человек. Он, кстати, и является олицетворением этих понятий.

Доброта у каждого человека ассоциируется с любовью, искренностью, чуткостью, а зло - жестокостью, жадностью, бездуховностью. Чтобы лучше сориентироваться в этих понятиях, читателю предоставляется возможность оценить поступки, поведение героев, их отношение одно до одного. Высказать свои чувства, впечатление, наблюдение. Именно таким есть рассказы Е. Гуцало «Семья дикой утки», где мы осуждаем Юрия, захватываемся Тосею, сочувствуем качке и ее детям.

2. Словарная работа

2.1. Слогу добра:

• доброжелательность - искреннее желание людям добра, приязненное отношение к людям, благосклонность к ним;

• человечность - сочувственное, заинтересованное отношение к другим;

• честность - откровенное, искреннее поведение с людьми;

• смелость - способность преодолевать трудности;

• вежливость - соблюдение хороших манер, воспитанность, любезность. Внимательность в обращении с другими людьми.

2.2. Компоненты зла:

• трусливость – отступление перед трудностями;

• грубость - некультурное, невежливое поведение;

• эгоизм - себялюбие, пренебрежение интересами других людей ради удовлетворения собственных прихотей;

• злость - нехорошее, преисполненное злобой отношение к другим;

• зазнайство - проявление превосходства, пренебрежительное отношение к другим;

• скряжничество - чрезмерная бережливость, которая вызывает осуждение.

3. Характеристика образов произведения.

3.1. Образ Юрия.

3.1.1. Цитатная характеристика.

• «Он радовался, что сегодня таки проснулся своевременно, что не ждал ни отца, ни мать, а подался сам к реке, чтобы порыбачить». «...Юрию хотелось не идти, а бежать, не молчать, а петь».

• «Он демонстративно отвернулся, не желая вступать с ней ни в какие разговоры... Сначала Юре нравилась ее внимание, но скоро это внимание стало ему надоедать и мешать».

• «Это я наврал, чтобы увидеть, умная ли ты...».

• «Снова донесся крик серой утки, но он ничуть не взволновал Юрия».

• «Он представлял, как повезет утят в город, как будет показывать своим товарищам, как они будут завидовать. Он шел и приплясывал».

• «После этого Юрий уже не дружил с сельскими ребятами. То ли они не принимали его в свою компанию, то ли, как говорил Юрий, он не захотел больше с ними знаться. А когда родители спрашивали, почему же Тося не приходит, то отвечал, что очень ему наскучила, и он ее прогнал. Что, дескать, от нее и слова живого не услышишь, а все смотрит и смотрит на тебя, раскрыв рот».

• «А пока ехал в машине, то только о ней и думал: он бы позвал, но подошла бы она? И, переживая мучительный стыд, был уверен, что, наверное, не подошла бы...».

3.1.2. Ориентировочный план характеристики образа Юрия.

1) Юрий - городской мальчик.

2) Черты характера героя: а) лживый и жестокий; б) грубый в отношении к Тосе;

в) равнодушный к страданиям утки-матери и ее детей; г) хвастливый и коварный.

3) Юрий - олицетворение человеческой жестокости.

3.1.3. Беседа с вопросами.

• Какие впечатления возникли у вас от первого знакомства с Юрием?

• Почему общение с Тосей бесило мальчика?

• Для чего Юрий рассказывал выдумки девушке?

• В чем проявилась жестокость мальчика к утке и ее детям?

• Каким поступком Тоси был недовольный Юрий?

• Чем объяснить самостоятельность мальчика в конце произведения?

• О чем свидетельствует желание мальчика увидеть семью дикой утки перед отъездом в город?

• Каким, на ваш взгляд, будет Юрий, когда станет взрослым? Ответ мотивируйте.

• Можно ли считать Юрия олицетворением зла?

• Что бы вы предложили для перевоспитания героя?

3.2. Образ Тоси.

3.2.1. Цитатная характеристика.

• «Она, ощущая свою вину, совсем тихо присела неподалеку. Теперь она и сама была не рада, что пришел, так как надеялась на то, что Юрий встретит приветливо, а он...».

• «А она, не решившись возвратиться и уйти сразу, теперь детали чувствовала себя неловко и угнетенно. Ее огорчало и то, что Юрий ничего не поймал. Если бы поймал, то начал бы радоваться, и тогда они бы как-то помирились».

• «Она с первого же дня привязалась к нему, все время старалась быть в его обществе, не спускала с него глаз».

• «Выпусти... так как они поумирают без воды».

• «В ее ушах стоял тот крик, долго еще стоял, даже тогда, когда они вышли из леса и через огороды шли к дому».

• «Она хотела пойти вместе с Юрием, чтобы слушать его рассказы о городе, о том, чего ей никогда не выпадало видеть. Когда она была с Юрием, то казалось, что на нее падет чудесный свет его знаний, что она на некоторое время переселится в тот мир, который возникает из его рассказов».

• «Сначала сидела под своим домом и старалась заметить, как солнечные лучи падают на землю... Потом из кленового поленца делала свисток, но все они свистели не так, как тот, вчерашний, который играл тоненьким, будто аж зеленым звуком. Прислонялась к березе, которая росла в их дворе, хотела подслушать, о чем она шумит, но сегодня почему-то береза укрылась от нее, не желала поведать своих мыслей».

• «Дубы сочувственно посматривали на нее, будто хотели помочь. Только кусты преграждали ей дорогу, только кусты хлестали по икрам, будто мстили неизвестно за что... спускала на воду и умоляла душой и глазами».

• «Она сама готова была стать той уткой, сама готова была поплыть с ним, только если бы, они плыли... - Плывите, родные, плывите, ненаглядные! Что это она их посылает на воду, а они уже не плывут».

• «И она и в самом деле появилась. Стала возле своего дома и смотрела, как они садятся в машину. Ей очень хотелось подойти, но она не отваживалась».

3.2.2. Ориентировочный план характеристики образа Тоси.

1) Сельская девушка, которая стремилась познать городскую жизнь.

2) Черты характера: а) вежливая и порядочная; б) чуткая и добрая; в) способная к сопереживанию;

г) умеет прощать обиды Юрия, его пренебрежительное отношение к ней;

д) любит природу, беспокоится о ней.

3) Тося - олицетворение человеческой доброты, милосердия.

3.2.3. Беседа с вопросами.

• Чем Юрий привлекал Тосю?

• Почему девушка все время прощала пренебрежительное к себе отношение со стороны Юрия?

• Что ощущала Тося, когда мальчик «охотился» на маленьких диких утят? Почему она не смогла запретить Юре вредить семье дикой утки?

• Какие факты свидетельствуют, что Тося понимала природу?

• Что побуждало девушку отнести утят к воде?

• Каким образом Тося старалась «оживить» утят?

• Почему, когда Юрий уезжал домой, девушка хотела подойти к нему, но не отваживалась это сделать?

• Каким духовным сокровищем Е. Гуцало наделил свою героиню?

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. После того как Юрий наловил маленьких утят, он считал себя:

а) бойким; б) счастливым; в) энергичным.

2. Где держал мальчик утят?

а) В клетке для кроликов; б) большом ящике; в) курятнике.

3. От какой опасности защищал утят Юрий: а) кошки; б) крыс; в) вороны.

4. Какое кушанье не давал мальчик малышне: а) пшено; б) вареный картофель; в) кашу.

5. Тося любила слушать Юрия, когда он рассказывал ей о: а) городе; б) своих приключениях в лагере отдыха; в) жизни диких уток.

6. Чтобы не общаться с Тосей, так как девушка надоела Юрию, он:

а) сел на велосипед и поехал к ребятам; б) пошел помогать бабушке; в) отправился в путешествие для поиска утки-матери.

7. Из дерева какого поленца Тося делала для себя свистки:

а) дубового; б) кленового; в) вишневого.

8. Дикие утята плавали на воде и напоминали цветки:

а) розы; б) мальвы; в) одуванчика.

9. Кто помогал Тосе поддерживать слабых утят на воде:

а) Юрий; б) родители Юрия; в) сельские ребята.

10. Перед отъездом домой Юрий бегал к:

а) Тосе и просил у нее прощения;

б) реки, чтобы увидеть семью дикой утки;

в) сельских ребят и приглашал их к себе в гости.

11. Из-за чего задерживал Юрий отъезд на вокзал? Так как он говорил родителям, что:

а) фонарик забыл; б) хочет проститься с Тосей; в) имеет большое желание на память сфотографироваться с маленькими утятами.

12. Что ощущал Юрий, уезжая домой?

а) мучительный стыд; б) приподнятость и радость; в) страх.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Почему, на ваш взгляд, сельские ребята решили помочь Тосе спасти утят и изменили свое отношение к Юрию? Ответ мотивируйте.

2. Исследуйте, как Тося понималась с природой. Есть ли что-то общее у героини и Планетника (Б. Харчук «Планетник»). Свои соображения обоснуйте.

3. Юрий в своей неудачной рыбалке обвинил:

а) сельских ребят, которые плавали по реке на лодках; б) Тосю; в) диких утят, которые плюхались в воде неподалеку от него.

Карточка № 2.

1. Сравните поступки и поведение Тоси и Юрия. Чем они обусловлены? Сделайте вывод.

2. С какой целью, по вашему мнению, Е. Гуцало противопоставляет в произведении человеческую доброту и жестокость. Отвечая, приведите убедительные примеры из произведения.

3. Рассказывая Тосе выдумку, Юрий указал, что однажды в озере он на удочку поймал:

а) черепаху; б) змею; в) крокодила.

Карточка № 3.

1. Чем обусловлено желание Юрия задолго до отъезда домой и перед самым отъездом сбегать к реке для того, чтобы увидеть семью дикой утки. Свои соображения обоснуйте.

2. О чем свидетельствует стремление Тоси «душой и глазами» помочь выжить утятам? Почему девушка была уверена в спасении детей утки?

3. Утром Юрий шел к реке тропой, которая пролегала между зарослями:

а) аира; б) ландыша; в) лошадиного щавеля.

VI. Итог урока.

VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VIII. Домашняя задача.

Подготовить собственную версию дальнейшего развития событий произведения Е. Гуцало.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать