Цель: раскрыть главную мысль Дж. Свифта — сатирическое изображение Англии XVIII ст.; дать определения понятию «сатира»; совершенствовать умение работать над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную точку зрения.

Оборудование: портрет Дж. Свифта, иллюстрации к произведению Виктора и Валерия Шатуновых.

Ход урока.

I. Мотивация познавательной деятельности учеников.

Слово учителя.

- Сегодня нам надлежит раскрыть тайну произведения Джонатана Свифта.

Мы начали свое знакомство с ним, как начинают все дети,- с содержания, с образов, итак, наверное, у многих сложилось впечатление, что это приключенческое произведение или просто сказка.

Но Джонатан Свифт писал своего «Гулливера» для взрослых - для своих современников - англичан XVIII ст.

Как вы считаете, для чего? В чем заключается главная цель автора произведения?

(С использованием приема «Свободный микрофон»: твой прогноз, что ты услышишь на уроке, или твое пожелание, о чем ты хотел бы узнать).

II. Актуализация опорных знаний учеников.

1. Мини-беседа «Начнем с конца».

Чем же закончилось пребывание Гулливера в Лилипутии?

Как он воспринял жителей Блефуска? («Здесь ему нравилось больше, чем в Лилипутии: во-первых, ему целиком доверяли; во-вторых, тупоконечники оказались знаменитым и мирным народом и не собирались ни на кого нападать»).

  1. 2. Развитие связной речи: презентация-защита своего рисунка или устного описания ведущего момента пребывания Гулливера в Лилипутии.
  2. 3. Рассказ о государственном устройстве Лилипутии.

ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Учитель. Вот мы и подходим к тайне Дж. Свифта. Чтобы лучше выучить любое явление, его часто... (сравнивают с другими, рассматривают сквозь увеличительное или уменьшительное стекло, анализируют).

Попробуем это сделать и мы.

  • Назовите одну из причин бесконечной вражды между партиями страны. (С какого конца нужно разбивать яйцо).
  • Какое крылатое выражение поможет нам охарактеризовать эту борьбу? (Не стоит и выеденного яйца).
  • Какая еще причина существует для вражды между партиями? (Высокие или низкие каблуки).
  • Какое крылатое выражение приходит в голову? (Не место красит человека, а человек - место. По одежде встречают, а по уму провожают).
  • Итак, кого изобразил в лице этих людей гениальный Свифт? (Лилипуты - это олицетворение никчемных маленьких людей, так как их мысли и взгляды мизерные).
  • А как вы считаете, какое общество писатель имел в виду? (Современную ему Англию XVIII ст.).
  • Как называется такой прием, когда отрицательное явление высмеивается, разоблачается в своей низкой, мелкой сущности?

(Записать в тетради:

Сатира - гневное высмеивание, изобличение отрицательных качеств человека или явлений общества, своеобразное исследование действительности, в котором подчеркивается именно то, что требует изобличения и сатирического изображения (будто сквозь увеличительное стекло)).

  • Мы уже встречались с комическим, смешным в литературе и даже в этом произведении (вспомните!), но этот смех назывался иначе (как именно?).
  • Можно ли сказать, что поскольку отрицательные явления изображены в виде чего-то малого, то их можно считать опасными?
  • Докажите, что «лилипуты внутренней сутью» могут очень унизить и даже уничтожить «высокого человека».

(Связали сонного;

подсыпали снотворное в пищу;

  • старались использовать для достижения своей цели;
  • завидовали его награде за заслуги перед страной;
  • едва не ослепили;
  • даже те, кто остались благородными и признательными, помогая Гулливеру, не могут это проявить открыто).

IV. Подведение итогов урока.

Учитель. Разные невежды и просто мелкие души часто стараются уничтожить по-настоящему высокое и то, что еще больше подчеркивает их низость.

Именно так в свое время сделали в Англии с великим  писателем-сатириком Джонатаном Свифтом.

Но можно ли убить настоящее художественное произведение? Станет ли лилипут большим, убрав Гулливера со своего пути?

Я хочу закончить наш урок отрывком из сценария Григория Горина «Дом, который построил Свифт»:

«Врач, собираясь написать вывод о смерти Свифта, положил перед собой чистый лист бумаги... и вдруг увидел, что сквозь чистый лист начал проступать силуэт маленького кораблика с парусами.

Музыка звучала все громче и громче.

Кораблик выплыл из-за горизонта и стал увеличиваться, приближаясь к берегу.

На берегу его ждал врач Гулливер, такой, каким мы его привыкли видеть на иллюстрациях известной книги: камзол, шляпа, белые чулки, дорожный саквояж.

Гулливер снял ботинки, камзол и с разбега бросился в море.

Гулливер подплыл к кораблю, ему сняли сверху веревочный трап, он начал изо всех сил карабкаться вверх. Через миг мокрый, утомленный, но счастливый, он стоял уже окруженный матросами...».

V. Домашняя задача.

Подготовить доклад об А. Конан Дойле.

Читать произведение «Собака Баскервилей»; раздел I-IX, составить план развития основных событий.