Необходимость борьбы «до последнего дюйма», а также преодоление «последнего дюйма», что разделяет людей,- ведущая мысль рассказа.

Цель: научить видеть проблему произведения, размышлять над ней, высказывать свое суждение; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать собственную мысль

Ход урока.

І. Мотивация познавательной деятельности учеников.

Учитель. Читая рассказ «Последний дюйм», мы размышляем над очень серьезной проблемой - взаимоотношения между родителями и детьми.

Только ли над событиями произведения Дж. Олдриджа мы размышляем? Зачем мы затрагиваем эту проблему? Что вы хотели бы услышать сегодня на уроке?

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Проверка
домашней
задачи.

К какому же средству обращаются взрослые, когда хотят понять своих детей?

Что об этом говорится в произведении?.. Согласны ли вы с тем, что следует обращаться к этому средству?

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1.  Беседа с учениками.

  • Сколько в рассказе описаний полета? (Два: туда и назад).
  • Какое описание детальнее, ярче? Почему именно?
  • Как ориентируется мальчик в полете?
  • Что помогает и вместе с тем мешает ему? (Ветер).
  • Что свидетельствует о том, что мальчик на самом деле боится, что это для него сильное суровое испытание? («Деви решил, что уже никогда больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы»).
  • Какую минуту Бен назвал решающей?

2.  Пересказ эпизода «Посадка самолета».

  • Какую фразу в первом и последнем описании полета повторяет автор? («Шесть дюймов»).
  • Что такое дюйм?
  • Прочитайте последние строки абзаца, где описана посадка. («Он вдруг понял, что выживет,- он очень боялся умереть…»).
  • Как вы думаете, почему автор не закончил свой рассказ этими словами?
  • Какую роль сыграет последняя часть произведения?
  • В чем заключается победа героев?
  • Чему научила и какую помощь предоставила им экстремальная ситуация?
  • Как вы считаете, изменятся ли их взаимоотношения? Приведите доказательства (последний абзац).
  • Прокомментируйте название рассказа.

Только ли в прямом понимании употреблено словосочетания «последний дюйм»?

IV. Развитие речи.

Работа над устным произведением-миниатюрой «Дальнейшая жизнь отца и сына» (общее составление учителем и учениками плана и сюжетной линии произведения-миниатюры).

V. Подведение итогов урока с использованием приема
«Свободный
микрофон».

На такое окончание произведения надеялись? Чему я научился, прочитав книгу?

Нужно ли было включать это произведение в школьную программу для семиклассников, или лучше было бы подождать, пока они повзрослеют?

VI. Домашняя задача.

Прочитать или пересказать родителям рассказ «Последний дюйм» или новеллу «Вождь краснокожих» и записать их мысли относительно произведений.