Необходимость борьбы «до последнего дюйма», а также преодоление «последнего дюйма», что разделяет людей,- ведущая мысль рассказа.
Цель: научить видеть проблему произведения, размышлять над ней, высказывать свое суждение; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать собственную мысль
Ход урока.
І. Мотивация познавательной деятельности учеников.
Учитель. Читая рассказ «Последний дюйм», мы размышляем над очень серьезной проблемой - взаимоотношения между родителями и детьми.
Только ли над событиями произведения Дж. Олдриджа мы размышляем? Зачем мы затрагиваем эту проблему? Что вы хотели бы услышать сегодня на уроке?
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Проверка
домашней задачи.
К какому же средству обращаются взрослые, когда хотят понять своих детей?
Что об этом говорится в произведении?.. Согласны ли вы с тем, что следует обращаться к этому средству?
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Беседа с учениками.
- Сколько в рассказе описаний полета? (Два: туда и назад).
- Какое описание детальнее, ярче? Почему именно?
- Как ориентируется мальчик в полете?
- Что помогает и вместе с тем мешает ему? (Ветер).
- Что свидетельствует о том, что мальчик на самом деле боится, что это для него сильное суровое испытание? («Деви решил, что уже никогда больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы»).
- Какую минуту Бен назвал решающей?
2. Пересказ эпизода «Посадка самолета».
- Какую фразу в первом и последнем описании полета повторяет автор? («Шесть дюймов»).
- Что такое дюйм?
- Прочитайте последние строки абзаца, где описана посадка. («Он вдруг понял, что выживет,- он очень боялся умереть…»).
- Как вы думаете, почему автор не закончил свой рассказ этими словами?
- Какую роль сыграет последняя часть произведения?
- В чем заключается победа героев?
- Чему научила и какую помощь предоставила им экстремальная ситуация?
- Как вы считаете, изменятся ли их взаимоотношения? Приведите доказательства (последний абзац).
- Прокомментируйте название рассказа.
Только ли в прямом понимании употреблено словосочетания «последний дюйм»?
IV. Развитие речи.
Работа над устным произведением-миниатюрой «Дальнейшая жизнь отца и сына» (общее составление учителем и учениками плана и сюжетной линии произведения-миниатюры).
V. Подведение итогов урока с использованием приема
«Свободный микрофон».
На такое окончание произведения надеялись? Чему я научился, прочитав книгу?
Нужно ли было включать это произведение в школьную программу для семиклассников, или лучше было бы подождать, пока они повзрослеют?
VI. Домашняя задача.
Прочитать или пересказать родителям рассказ «Последний дюйм» или новеллу «Вождь краснокожих» и записать их мысли относительно произведений.