x x
menu

«Дума» Лермонтова. Скорбная дума поэта

«Дума» Лермонтова - и обвинение и оправдание своего поколения, созревшего и проснувшегося в ужасное время. И это «оправдание» поколения является тяжким обвинением времени. Не забудем, что лермонтовский герой есть герой своего времени. И далее развивается тема «Думы», еще не написанной, но уже сложившейся, выношенной и выстраданной. Двадцать вторую строфу, с ее знаменитым афоризмом «Так жизнь скучна, когда боренья нет», обычно цитируют неполно, тогда как в целом она производит явно иное впечатление, чем в своих частях.

  • Так жизнь скучна, когда боренья нет.
  • В минувшее проникнув, различить
  • В ней мало дел мы можем, в цвете лет
  • Она души не будет веселить.
  • Мне нужно действовать...

Что это: гордое исповедание деятельной и действующей души, ищущей достойной себя сферы деяния, или жалобы смущенного духа, не видящего никакой возможности действовать и изнывающего в немом оцепенении? Скорее, последнее. На лермонтовской мечте о действии лежит печать трагизма. Острое осознание необходимости действовать пришло к поэту с сознанием полной невозможности действовать. И чем сильнее одно, тем больше другое. Это две стороны самосознания мятущейся души поэта, где все взаимно обостряется, вызывая боль немолчных страданий. И трудно назвать эту поэму «жизнеутверждающей», как это делает академическое издание, без существенных оговорок и уточнений. Правда, деятельное начало ее изумительно, оно ни с чем не сравнимо: «Я каждый день бессмертным сделать бы желал...»

  • Всегда кипит и зреет что-нибудь
  • В моем уме. Желанье и тоска
  • Тревожат беспрестанно эту грудь.
  • Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка
  • И всё боюсь, что не успею я
  • Свершить чего-то! - жажда бытия
  • Во мне сильней страданий роковых,
  • Хотя я презираю жизнь других.
  • (23-я строфа).

Но ведь и это не деятельность, а мечта о деятельности, отважный порыв к свершению, при невозможности его осуществить. Потому-то и героичен он, потому-то и исполнена трагизма его героика. Потому-то вслед за этим взлетом гордый дух познания и действия низвергается в бездну. Вот следующая строфа поэмы:

Есть время - леденеет быстрый ум;

  • Есть сумерки души, когда предмет
  • Желаний мрачен: усыпленье дум;
  • Меж радостью и горем полусвет;
  • Душа сама собою стеснена,
  • Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
  • Находишь корень мук в себе самом,
  • И небо обвинить нельзя ни в чем.
  • (24-я строфа).

Поэма Лермонтова о действии есть поэма горечи, утрат, разочарований, несбывшихся надежд. «Никто не получал, чего хотел»; судьба «умела отравить» надежды (26-я строфа), развеять мечты - наступили сумерки души. Лермонтов сказал как-то, что надежда - «бог грядущих дней» . Это божество оказалось низвергнутым. Но потому-то и разочарован поэт, в том-то и величие горечи и отчаяния его мужественного сердца, что он не изменился, не смирился, не принял окружающего, остался верен своим мечтам и надеждам. Его тоска - это тоска по идеалу, его родила верность своему идеалу. Вот почему скорбь об отравленных надеждах сменяется воспрянувшим мужеством и убежденностью в верности избранного пути, с которого нет и не может быть возврата.

  • Но волна Ко брегу возвратиться не сильна.
  • (26-я строфа).
  • И все это: завершается заповедью мужества, которое испытало искушение покоя и одолело это искушение:
  • Кто в морях блуждал,
  • Тот не заснет в тени прибрежных скал.
  • (27-я строфа).

И финальные строфы переводят язык отвлеченной символики философских раздумий на язык обнаженных и ясных до конца образов и картин.

  • Я предузнал мой жребий, мой конец,
  • И грусти ранняя на мне печать...
  • Смерть моя Ужасна будет; чуждые края
  • Ей удивятся, а в родной стране
  • Все проклянут и память обо мне.
  • Кровавая меня могила ждет,
  • Могила без молитв и без креста,
  • На диком берегу ревущих вод
  • И под туманным небом; пустота Кругом
  • (28, 30-я строфы).

Таков финал этой необыкновенной по богатству философского и политического содержания поэмы. Кстати: могила без молитв, могила без креста - это многие русские безымянные могилы, об одной из которых Лермонтов не мог не знать о могиле декабристов.

Такова «жизнеутверждающая» поэма Лермонтова. Это утверждение своеобразно. Оно покупается ценой жизни, оно трагично, оно - в героическом отрицании окружающего, оно в борении со свирепой судьбой, оно в неизбежности гибели, которой навстречу без колебаний идет поэт. Имя этому - беззаветная преданность революции. Вот почему поэму Лермонтова, идейно связанную со всей лирикой 1830- 1831 годов, посвященной теме любовь и революция (и, прежде всего со стихотворением «Предсказание»), следует характеризовать не словом широкого и общего смысла («жизнеутверждение»), а более конкретным и определенным. Это поэма утверждения революционного подвига.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать