x x
menu

Дрозд. «Ирий» – химерическая повесть о неповторимом мире юности

Цель:   продолжить обрабатывать идейно-художественное содержание повести В. Дрозда «Ирий», обращая внимание на причудливость произведения и отображение в нем неповторимого года мира юности на примере Михаила Решета; развивать наблюдательность, логическое мышление внимание, память; умение предельно высказывать свои впечатления, ощущение; совершенствовать привычки комментировать сюжет произведения; формировать кругозор, мировоззрение у учеников; воспитывать целеустремленность, настойчивость, чувство искренности и доброты; уважение к художественному слову.

тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет В. Дрозда, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний

Игра «Определи правильное утверждение»

Задача: отвечая «Так» или «Ни», старайтесь ссылаться на текст произведения для подтверждения собственной мысли

1.         Повесть «Ирий» написана В. Дроздом в 1978 году. (Нет)

2.         Пятый, раздел произведения имеет название «Соломенники». (Нет)

3.         Маты Михаила работала учительницей. (Нет)

4.         Михаил мечтал стать мировым театральным художником. (Да)

5.         Деньги, которые заработает Михаил талантливым лицедейством, он будет высылать для благоустройства детского садика. (Нет)

6.         Ирий в повести названы сказочным и впечатляющим. (Нет)

7.         «Пакуль - это прошлое, вчерашний день», - так считает главный герой повести. (Да)

8.         Прасковья очень уважительная и ценила свою сестру Дору, старалась всячески ей помочь материально (Нет)

9.         Михаил любил корову Маньку, прощаясь с ней, он даже ее поцеловал. (Да)

10.       Ирий - это городок, где Михаил будет заканчивать школу и жить с дядей и теткой. (Да)

11.       Дядя Денис скептически относился к художникам слова. (Да) Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV.       Основное содержание урока

1.         Вступительное слово учителя

Уважаемые друзья!

Мы продолжаем знакомиться с чрезвычайно интересным, оптимистически настроенным относительно любых трудностей Михаилом Решетом, который стремится самоутверждения в сложном миру. Он виднеется стать актером, любит книгу, уважает честь и справедливость. По его мнению, каждый человек должна обогащаться не только материально, но и духовно, совершенствовать себя, буду полезным обществу.

В чем оказывается неповторимый мир его юности? Это мы будем наблюдать дальше на страницах повести.

2.         Беседа за вопросами, которые связаны о значениях - город неповторимого мира юности употреблении Михаила Решета

  • Какое время в жизни человека считают юностью?
  • Что характерно для поведения, мышление Михаила-Юноши, когда он попал в Ирий?
  • Каким образом герой повести воспринимает юмор и иронический смех? Чем он вызван?
  • Чему Михаил ценит добро, любил вопреки окружающих его взрослых, для которых характерными есть зависть, стремление к обогащению, польза?
  • Какие события в жизни человека происходят во времена юности ? Приведите примеры.
  • Какую роль имел Ирий в юношеской жизни мальчика?
  • Какие черты Михаила вы цените или осуждаете?

3.         Ролевая игра «Предоставь рекомендации, предложи, посоветуй»

Ученикам предлагается высказать свою точку зрения, взгляды относительно будущей жизни и профессиональной деятельности Михаила Решета.

4.         Обработка идейно-художественного содержания части

повести «соломенники». Фронтальное опрашивание

  • Что представляла собой Кукуриковщина? («Кукуривщина не имела конца, как не имела началу: ее приземистые, в красных и зеленых картузах крыш домики вервечились вокруг города и медленно распросторивались по окружающим холмам, оврагам, перелескам, руслам и левадам. Время от времени Академия наук и местные энтузиасты организовывали сюда экспедиции...»)
  • Как сложилась судьба участников исследований этого предместья? («...Через много лет, уже в нынешние времена, проектными, что набросали план нового ирийского микрорайона, узнали о судьбе ее участников: они пристали в прыймы к местным девушкам и молодицам и лелеят на огородах клубники и думать забыли о развитии географических наук...») Какой коммерческой сделкой занимался дядя Денис? («Именно подскочили цены на меховые шапки, дядя Денис выкорчевал пол -сада, вместе с тем выкопал бассейн и выписал издали десяток крохотных водных цуценят - нутрий. Нутрии в дядьковом бассейне быстро расплодились и вода аж кипела ими. Дядя собственноручно лупил нутрий и, облупленных, отпускал в бассейн, лишь бы они снова обрастали шкурой и мехом...»)

Как жители Кукуриковщины воспринимали чуткую о конце мира? («Вызвали к тому предрассудки стариков о конце мира. Слуха о мировой катастрофе или о войне в те времена не странной для Кукуриковщины; время от времени они прокачивались по предместью, будто повел ветра по зарослям татарского зелья, оставляя по себе тревожный шелест языков и пустые полки городских магазинов. За каких-то полдня мыло, соль, конфетки и товар перебирались к амбарам опытных и предусмотрительных кукуриковщан...»)

Из-за чего дед Еврась, проголодавшись, ел соленый суп? («Только баба Одарка поставила перед Еврасем миску, как соль, который ее наносил на чердак дядя Денис, отяжелев от дождевой воды проломила потолок и бултыхнулась в суп! Дед таки доил суп - не пропадать же добрую, пересоленного ни курильщики, ни поросенку не дашь»)

По поводу чего старые Соломенники вынужденные были отделиться от молодых? («По соленому обеду деда начала донимать жажда, он наклонил у себя бочку с дождевой водой, тетка Дора, которая хотела помыть той водой главу, упрекнула свекрови. Дед Еврась за словом к карману некогда не лез, оно лежало у него наподхвате, вмешались дядя Денис и баба Одарка, и незадолго горшки семьи Соломенников были побиты на мелкое черепки. Того же таки дня дед Еврась забил досками двери в сени, и дядя с теткой начали лазить через окно. Назавтра Соломенники официально поделились: старым досталась корова Манька, а молодым - гараж с кабаном...») Какого вреда нанес храп дяди Семена? («...Печь начала ловить дрожь, будто на морозе, белая пыль сеялась с потолка, а вскоре стены дома била настоящая трясця и на подлога падали шпарунки, тогда я второпях вбегал в комнату и с макогоном, который стоял наподхвате возле кровати, гатил дяди по голове, иначе довольно было его донимать...») Из-за чего возникло недоразумение между Жуком и Коликой Капельдудкой?

Каким образом Жук принизил Кольку? («Капельдудка, хныкаючи, будто ребенок, размазывая по лицу слезы, вырвал пучку пырея с грудкой сухого чернозема на корешках и пруд жевать. По тому, милостиво отпущенный Жуком, пошел на попятный и, выстукивая парусиновыми ботинками, исчез в сосняке...»)

Почему Колька Капельдудка внезапно возвратил к бандюге Жука?

Из-за чего Яков Паровозник жертвовал собственным жизням? Как это его характеризует? («Одна из цистерн занялась, и дядя Яков погнал ее от станционных составов и гнал до тех пор, до тех пор она не взорвалась. Бензином лелеяло на дядькин паровоз, и машинист едва выбрался из охваченной пламенем кабины...»)

Что свидетельствует о экономность старых Соломенников? («Старые так привыкли беречь каждого шеляга, которые давно уже жили святым духом, в большие праздника сдабривая его сывороткой или подслащенной водой...»)

Чему дед Еврась, а потом и Халимон переселились в Ирий? («...В их доме завелся домовой...»)

Которой была встреча домового с Еврасем? («Уже по войне домовой забрел как-то сюда, на Кукуриковщину, всю ночь говорили они с Еврасем о чем-то свое: остаться в городе домовой не захотел, хотя Еврась и набивался теплым, чистым чердаком, а отправился мир за глаза и неизвестно, где теперь веется...»)

В чем заключались особенности откармливания кабана? («Кабан уже давно не выходил из железной буды, его откармливали, будто наполняли тушенкой консервную жестянку; теперь ждали на морозы, чтобы ту жестянку открыть...»)

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать