x x
menu

Древнегреческий театр и его особенности

Цель: Ознакомить с особенностями возникновения, обустройство и функционирование древнегреческого театра; оказывать содействие осознанию того, что древнегреческий театр был важным средством воспитания широчайших масс народа; развивать внимательность, любознательность, актерские способности учеников; воспитывать уважение к театральному искусству и античной культуре.

Оборудование: План обустройства древнегреческого театра; изображение театра в Приене, руин театра Диониса в Афинах.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Помните ли вы, как назвал Платон поэтессу Сапфо? Так, Десятой музой. А или знаете вы, которые были 9 муз, которые существовали в древнегреческой мифологии?

(От Зевса и Мнемосини, богини памяти, родилось 9 муз, покровительниц разнообразных видов искусства и науки:

Мельпомена - муза трагедии,

Клио - муза истории,

Талия - муза комедии,

Евтерпа - муза лирической поэзии,

Эрато - муза любовной лирики,

Терпсихора - муза танцев,

Полигимния - муза гимнов,

Каллиопа - муза эпической поэзии,

Урания - муза астрономии.)

В современном языке в переносном смысле Муза — Вдохновение, творчество.

II. Изучение нового материала

1. Припомните известные вам драматические жанры и их определение

Драма — Это один из видов драматических жанров, которая изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу между действующими лицами.

Трагедия — Драматический жанр, в основу которого положен очень острый и непримиримый общественный конфликт, который часто завершается смертью героя или героев.

Комедия — Драматический жанр, который высмеивает отрицательные общественные явления, человеческие недостатки.

В Давней Греции зародились и получили полное развитие комедия и трагедия. Драма сатиров не отыгрывала значительной роли в развитии древнегреческого театра.

2. Инсценирование

Выступление Мельпомены и Талии с рассказом о древнегреческом театре. Ученицы, которые выполняют эти роли, заранее подготовленны и могут иметь костюмы, характерные для древнегреческой трагедии.

Мельпомену изображали высокой женщиной на котурнах, в венке из виноградной листвы, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и с мечом или палкой в другой.

Талия выглядела как девушка в легкой одежде со скипетром или пастушьей палкой в правой руке, с плющевым венком на голове.

Мельпомена. Поздравляем вас, юные друзья, почитатели театра!

Талия. Здравствуй, юные, веселые, безрассудные ребята и девочки!

Мельпомена. Сегодня мы посетили к вам не случайно. А вот или догадались вы, кто мы такие?

(Ответа учеников.)

Талия. А или знаете вы, чему мы так выглядим?

(Предположение учеников относительно одежды и атрибутов муз.)

Мельпомена. Итак, если ученики ___ школы так хорошо знают о нас, музах, наверное, можно рассказать им и о серьезных вещах.

Мельпомена. Мы расскажем вам о возникновении древнегреческого театра, о его обустройстве, о том, как происходили спектакля.

Талия. А все начиналось с праздника! Любимый бог давних греков Дионис постоянно нуждался в праздниках, развлечениях, веселье. А давние греки умели

Веселиться. Трижды на год они устраивали праздника в честь бога Диониса: в декабре («Мали Дионисии»), в январе-злюке («Ленею») и в Марте-апреле («Большие Дионисии»). Но драмы относились лишь во время «Больших Дионисий» и «Леней». Первая постановка состоялась 534 г. до н. э.

Мельпомена. Театр в жизни давних греков играл значительную роль. Во время постановок спектаклей прекращалась жизнь города, и все граждане не только с большим удовлетворением шли к театру, а и считали это своим обязательством. Если в бедных не хватало денег на билеты, они получали специальную помощь - субсидию.

Талия. Как же организовывался праздник? Руководителем действа, к которому готовились заранее, был хорег - обеспеченный гражданин города, от щедрости которого зависела блистательность постановки и ее успех. Выбор хора и актеров тоже был его обязанностью.

Мельпомена. Постановки пьес происходили в пределах соревнования между тремя поэтами, которые сначала выступали также в роли музыканта и балетмейстера. В Афинах, например, жюри состояло из 10 граждан, по одном представителю с каждого афинского округа. Именно жюри определяло победителя, имя которого увековечивалось на мраморных табличках. Другие участники тоже получали награды, но победителем считался лишь один из трех поэтов.

Талия. как выглядел театр давних греков?

Одна из важнейших отличий древнегреческого театра от современного заключается в том, что игра происходила просто неба, при дневном свете. Отсутствие крыши и использование естественного освещения связанные были также и с огромными размерами греческих театров, которые значительно превышали размеры даже наибольших современных театров. Например, афинский театр мог уместить 17 тысяч людей, а театр города Мегалополя в Аркадии - 44 тысячи зрителей.

В Афинах спектакли сначала происходили на одному из городских площадей, где для зрителей были сооружены деревянные помосты. После того, как они однажды развалились во время игры, с этой целью начал использоваться южный скалистый склон Акрополя, к которому прикреплялись деревянные сидения.

Мельпомена. Обратите внимание на план театра.

Основная часть театра - орхестра (площадка перед сценой, где играли актеры), где размещался хор и жертвенник богу Дионису; театр (место для зрителей), где в первом ряде было расположено место для жреца бога Диониса; скена (сооружение, расположенное позади орхестры, где переодевались актеры).

В начале V ст. к н. э. деревянные лавы были замененные каменными. Орхестра, на которой располагались хор и актеры, приобрела форму подковы. В эллинские времена актеры уже играли на высокой каменной эстраде - проскении.

Сначала главной фигурой действа был хор, который состоял из 12-15 мужчина. В песнях хора осуждались или выхвалялись действие героев. Приблизительно с VI ст. до н. э. с хора выделился драматический актер, во времена Эсхила актеров стало уже двое, а Софокл ввел еще и третьего артиста.

Мельпомена. Все роли выполняли лишь мужчины. Актеры должны были не только хорошо проговаривать слова пьесы, а и петь и танцевать. Актеры носили на лице маски, которые изменялись не только во время изменения роли, а даже во время выполнения одной роли, если герой находился под влиянием разных чувств. Необходимость сохранения маски была обусловлена огромными размерами греческого театра, ведь мимику актера было бы плохо видно зрителю. Чтобы увеличить свой рост, актеры носили обувь на высокой подошве - котурны. Одежда трагических актеров была чрезвычайно пышна, украшенная разноцветными вышивками. Актеры комедии были одеты обычно.

3. работа в группах

Задача: Обработать представленный материал, подготовить выступление за ним.

Карточка № 1

Заимствование классицизма из античного театра

Антрактов (в современном понимании этого слова) в древнегреческом театре не было. Игра происходила без перерыва, и хор почти некогда не оставлял места игры во время действия. При этих условиях изменение действия в середине пьесы или растягивание ее на продолжительное время предопределяли бы нарушение сценического действия. Поэтому стало обычным, что действие трагедии происходит в одном месте и не превышает продолжительностью одного дня. Эти особенности построения греческой трагедии получили в XVI ст. название «единства места» и «единства времени». Поэтика французского классицизма придавала большое значение «единствам» и считала их основным драматургическим принципом.

Карточка № 2

Ведущие жанры древнегреческой драмы

На протяжении V-IV ст. до н. э. драма в двух ее жанровых разновидностях - трагедия и комедия - стала ведущим родом словесности. Трагедия своим главным источником имела хоровую лирику, в частности дифирамб. Он возникает после появления актера, который выделяется из хора. Драматический элемент усиливается, когда появляется второй актер. Таким образом, создается возможность изображения конфликта противоположных сил, который составляет основу драмы, т. е. действия. Впервые второй актер был введен Эсхилом, за которым закрепилось имя «отца трагедии».

Карточка № 3

Особенности древнегреческой комедии

Комедия в Давней Греции получила официальное признание значительно позднее, чем трагедия.

• Давняя комедия, большей частью политическая и разоблачительная, превратила фольклорные «насмешичьи» песни на оружие политической сатиры и идеологической критики.

• В комедии сохранялась неограниченная свобода в возглашении личной насмешки над отдельными гражданами с откровенным названием их имен.

• Образы комедии - карикатурные, обобщенные, а не индивидуальные.

• Сюжет имеет фантастический характер, несоответствие действительности которого и вызывает комический эффект.

Карточка № 4

Построение древнегреческой драмы

Своеобразным есть не только выполнение древнегреческой драмы, но и самое ее построение. Песни хора распределяют ее на части. Начальная часть ко вступлению хора называется прологом; песня, которую поет хор,- парод; дальнейшие диалогические части называются еписодии; хоровые партии между двумя еписодиями - это стасими, т. е. стоящие песни, поскольку выполнялись они хором стоя.

Поскольку греческая драма, возникшая с песен хора, то хор сначала был ее главной и необходимой принадлежностью. Объединяя в себе декламацию, пения, танцы и музыку, она, где в чем напоминала современную оперу, но своеобразного характера ей предоставляли обстановка, одежда и игра актеров, торжественный язык действующих лиц, насыщенный художественными образами.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать