Материальное и духовное опустошение, в котором был повинен фашизм, постигло также и театр. Театральные здания превратились в руины. Режиссеры, актеры и зрители утратили связь с прогрессивной драматургией и реалистическим сценическим искусством. Советская военная администрация, партийные организации и демократические государственные органы помогали строить или восстанавливать разрушенные театры. Социальные перемены и духовное обновление общества изменили и публику.

Большую работу вели вернувшиеся из эмиграции выдающиеся театральные деятели В. Лангхоф, Ф. Вистен, Г. фон Вангенгейм и М. Валентин, замечательные артисты Е. Вайгель, Э. фон Винтерштейн и Э. Буш, театральные критики П. Рилла, Г. Иеринг и Ф. Эрпенбек. К числу наиболее репертуарных драматургов принадлежал Ф. Вольф. Определяющее значение для конца 40-х - начала 50-х годов имела театральная работа Б. Брехта. Важный импульс давала советская драматургия (К. Симонов «Русский вопрос», 1946), а также пьесы венгерского драматурга Юлиуса Гая (берлинская премьера пьесы «Иметь» в

1948 году) и польского драматурга Леона Кручковского («Зонненбруки», 1952). Широкий отклик вызвали работы Ульриха Бехера (род. в 1910 г.), который в сатирической пьесе «Бокерер» (написана в соавторстве с Петером Презесом, ее премьера состоялась в 1948 году) разоблачал австрийский фашизм. В пьесах «Самба» (1950) и «Огненная вода» (1951) он рассказывает о судьбах европейских эмигрантов в Америке. Антифашистские взгляды У. Бехера отразились и в его прозе («В начале пятого», 1957; «Охота на сурков», 1969).

К событиям военного и послевоенного времени, к проблемам вины и новой ориентации обращались в основном молодые авторы. Сильнейшее звучание обрели эти темы в пьесе Вольфганга Борхерта «На улице перед дверью» (203).

Антифашизм, начавшиеся социальные преобразования определили содержание и таких пьес, как «Мы приказываем вам надеяться» (1946) Фреда Ден-гера (род. в 1920 г.), «Сигнал - Сталинград» (1946) Гюнтера Зауэра (род. в 1918 г.), «Петер Киве» (1946) Генриха Гертца (род. в 1908 г.) и «Цепь падает» (1948) Аннемари Бострем (род. в 1922 г.). Образы героев этих пьес, их язык и выразительные средства перекликаются с экспрессионистской драмой.

Драматургия последующих лет характеризуется множеством интересных начинаний. Фридрих Вольф, используя традиционные приемы «современной пьесы», показал в драме «Бургомистр Анна» проблемы социального переустройства общества, а Бертольт Брехт в своей инсценировке пьесы Э. Штрит-маттера «Кацграбен» попытался использовать принципы эпического театра применительно к новым темам. Обе эти работы были в значительной мере основополагающими для дальнейшего развития театрального искусства. В качестве центральной эстетической проблемы рассматривались, с одной стороны,

выявление тех конфликтов прошлого и современности, которые были существенны для исторических перемен, а с другой - нахождение драматургических средств, которые соответствовали бы решению поставленных задач и содействовали бы активизации роли театрального искусства как в жизни общества, так и в жизни каждого человека.

В этот же период развернулась острая дискуссия о задачах реалистического театра, и хотя сама дискуссия была в целом плодотворна и велась она среди политических единомышленников, однако порою ее сопровождали недоразумения или догматические перегибы, как это происходило, например, в растянувшейся на несколько лет полемике об «эпическом театре» и «системе Станиславского».

Значительными достижениями ознаменовалась разработка антиимпериалистической тематики. Здесь шел поиск драматургических конфликтов, в которых борьба против фашизма и войны вела к мысли о необходимости социальных преобразований, что помогало зрителям сделать правильный политический выбор в новых условиях. Пьесы Гедды Циннер и Гаральда Хаузера заняли прочное место в театральных репертуарах.

После первых попыток начала 50-х годов отобразить на театральной сцене жизнь Германии в конце десятилетия были предприняты новые усилия в этом направлении, связанные, в частности, с так называемым «дидактическим театром». Вершиной и завершением этого этапа стала комедия Гельмута Байер-ля «Фрау Флинц», одна из наиболее значительных попыток обращения к современной теме.