x x
menu

Драматургия Германии конца ХХ века

По мере развития социально-экономической базы социалистического общества, одной из важнейших задач, в частности для реализма в драматургии, стал поиск и отображение новых противоречий и конфликтов.

Драматургия находила и воплощала на сцене неантагонистические противоречия в социалистическом обществе, новое в отношениях между людьми. Здесь были необходимы эксперименты, были и неудачи.

Не случайно, что определяющим для драматургии 60-х и 70-х годов было творчество драматургов «дидактического театра»: Хайнера Мюллера, Гельмута Байерля и Петера Хакса. Все больший интерес проявлялся к драме других социалистических стран, особенно к советской драматургии. Большие заслуги в ее освоении принадлежат Армину Штольперу. Важный творческий импульс был дан аналитическими и документальными пьесами немецкого писателя-антифашиста Петера Вайса (257), жившего в Швеции (среди них «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное группой умалишенных в Шарантоне под руководством г-на де Сада», 1964; «Дознание», 1965; «Обсуждение предыстории и течения долголетней освободительной войны во Вьетнаме как примера, доказывающего необходимость

вооруженной борьбы угнетенных против своих угнетателей и попытки США уничтожить основы революции», 1967).

Однако поиск конфликтов не оставался лишь внутренним делом. Новые противоречия и жизненные позиции, представлявшие интерес для театра, соединялись многообразными связями с антагонистической классовой конфронтацией социализма и капитализма.

Эти обстоятельства нашли свое выражение в таких пьесах начала 60-х годов, как «Барбара» (1963) Гаральда Хаузера, «Его дети» (1963) Рай-нера Керндля и "Terra incognita" (1964) Кубы. И все же - хотя многообразие конфликтов давало широкую панораму социальных и личных проблем, тем не менее драматизм событий еще не получал своего подлинного раскрытия.

Характерным для пьес этих лет было стремление воспользоваться темами, персонажами, мотивами мировой литературы. Драматурги могли вполне рассчитывать на возросшие познания в области истории и искусства у большой части зрительской аудитории. В качестве моделей для актуальных проблем использовались пьесы авторов греческой античности, Шекспира и немецкой классики. Тема творческих возможностей человека, взаимоотношений между мужчиной и женщиной, отношений между личностью и обществом, проблемы мира и войны находили в этих пьесах свое яркое художественное воплощение. Следование классическим образцам содействовало высокому развитию чувства формы. Тем самым драматургия Германии с успехом продолжала тот путь, который был проложен переработками и адаптациями Брехта.

Радио и телевидение в значительно большей мере, чем прежде, давали творческие импульсы для развития драматургии. Нередки были случаи переработок театральных постановок для радио и телевидения, и наоборот: пользующиеся успехом телепостановки и радиопьесы переделывались для сцены.

Примером этому может служить радиопьеса Зигфрида Пфаффа (род. в 1931 г.) «Регина Б. Один день из ее жизни» (1968), в которой отражены типичные конфликты повседневной жизни социалистического общества. Многие из интересных театральных постановок Гельмута Заковского прошли первоначально на телеэкранах или прозвучали по радио. Инсценировались и многие произведения современной социалистической прозы. Наибольший успех выпал на долю театральной инсценировки романа Германа Канта «Актовый зал» (1968).

Попытки драматургического воссоздания образа современника, деятельно участвующего в строительстве развитого социализма, охватывали широкий спектр различных сценических форм - от постановок-ревю в театре города Галле («Импульсы I и II», 1969 и 1970), в которых использовались всевозможные малые литературные жанры, до пьес-диалогов и простого сценического воспроизведения забавных событий сегодняшней жизни и далее до глубокого философского осмысления, стилизаций и обработок исторических тем или легенд.

Наиболее значительный вклад в развитие драматургии Германии этих лет принадлежит двум авторам: Петеру Хаксу и Хайнеру Мюллеру.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать