«Дорогой ценой». Проблема воли человека

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Проверка домашней задачи

Составление плана к II и III частей произведения

Ориентировочный план:

II         часть «Переправа»

1.         Темная осенняя ночь

2.         Ожидание переправы

3.         Появление лодки

4.         Казацкие часовые

5.         В мельнице Акима

6.         Переезд

7.         Ранение Остапа

III        часть «В плавнях»

1.         Бегство от стражи

2.         Перевязывание раны

3.         Соломия ищет пути

4.         Плавные

5.         Пожар в плавнях

6.         Мечтание Остапа

7.         Остап с глазу на глаз с волком

8.         Мысли и желание героя

III.       Актуализация опорных знаний

1. Мина-дискуссия

  • Каким образом исторические факты, события отобразились в произведении Г. Коцюбинского «Дорогой ценой»? Был ли бы рассказ интересным без ссылки на прошлое? Ответ мотивируйте.
  • Можно ли считать Остапа и Соломию реальными героями? Приведите убедительные аргументы.
  • Какая проблема, которая поднимается в произведении, есть главной, решающей? Чем это обусловлено?

2. Литературный диктант «Жизнь и творчество г. Коцюбинского»

  • Город рождения Михаила Коцюбинского. (Винница)
  • Что сызмала любил Михайлик, путешествуя с семьей селами и городами Подолья? (Красоту природы)
  • Где учился будущий писатель после окончания двухклассной школы? (В Шаргорордской духовной школе)
  • Занятие Михайлика, которым он захватывался во внешкольный час. (Рисовал тушью портреты Добролюбова, Белинского, Чернышевского)
  • Из-за чего Г. Коцюбинскому не пришлось учиться в Каменец- Подольской семинарии? (Через трудные материальные условия семьи)
  • За что Михаила Михайловича было арестовано? (За связь с народовольцами)
  • Сколько языков знал писатель? (Девять - украинскую, русскую, польскую, французскую, итальянскую, румынскую, татарскую, турецкую и цыганскую)
  • Основное занятие Г. Коцюбинского до 1892 года. (Учительствование)
  • Город, в котором художник написал произведение «Дорогой ценой». (Чернигов)
  • Русский писатель - друг Г. Коцюбинского (Г. Горького)
  • Ком принадлежит фраза: «Коцюбинский расширил горизонт украинской повести»? (И. Франко)
  • Где работал Михаил Михайлович, находясь в Бессарабии и в Крыму? (В филлоксерной комиссии, которая боролась с виноградными вредителями)

Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

V.        Основное содержание урока

1. Вступительное слово учителя

Рассказ «Дорогой ценой» Г. Коцюбинского захватывает напряженным и интересным сюжетом, героическим характером и духовной красотой его героев. А еще - умелым показом одной из форм борьбы крепостных за волю и независимость - бегства от господ.

Своим произведением писатель прославил бунтарский дух украинского народа, который некогда не хотел быть рабочим скотом для господ. Украинское крестьянство, по словам автора, готово было дорогой ценой заплатить за волю. Оно не заплесневело в неволе, не потеряло живой души, надеялось на освобождение. Мечта о воле передавалась из поколение у поколение, поэтизировалось в народных песнях, призвала к бегству от господ в те места, «где хотя дорогой ценой можно получить желательную волю, а ни - полечь костями на вечный покой».

Итак, поговорим о свободолюбивом характере украинцев, героев произведения «Дорогой ценой».

2. Обработка проблемы воли человека и возможность ее получения в произведении «Дорогой ценой» г. Коцюбинского.

2.1.      Беседа за вопросами.

  • Что вы понимаете под словом «воля»?
  • При каких условиях современные люди могут быть лишенными воли?
  • Можно ли считать слова «неволю» и «уярмление» синонимами? Доведите собственную мысль.
  • Кто в произведении символизирует крепостничество?
  • Для чего во вступлении в произведение Г. Коцюбинский старался на примере тура изобразить трудные условия жизни народа во времена крепостничества?
  • Чему не все люди становились на борьбу против существующего порядка? Что об этом указал Остап?
  • Из-за чего воля для героев повести имеет дорогую цену?
  • Как Остап и Соломия стараются ее получить? Каких страданий, мыканий они по этому поводу испытали?
  • Кто такой Устим Кармелюк? Как он отстаивал интересы простого люда?
  • Можно ли считать, что именно времена антикрепостнической деятельности воспроизведенные в повести? Ответ мотивируйте.
  • С помощью которых рис своего характера Остап и Соломия одолевают трудности, тяжелые испытания, которая дала им судьба?
  • А вы имеете волю? Как ею распоряжаетесь? Прием «Домино»: Подберите к слову «воля» синонимы.

2.2.      Значение понятия «воля» для понимания идейного содержания повести.

Повесть «Дорогой ценой» - один из наилучших произведений Коцюбинского. Художник слова вскрыша правдивые картины подневольного жизнь крепостных, их неудержимое стремление к воле.  Произведение написано в 1901 году, когда в стране оживилось революционное движение и борьба за волю развернулась с новой силой. Героические события прошлого, к которым обратился писатель, пробуждали в его души современников усыпленные стремления к воле.

Волшебным называет писатель слово «воля». Это слово, которое передавало позитивную мечту народа, разжигало кровь и у Остапа. Он бунтовал, напоминал и другим крепостным, которые «пора уже выдвинуть шею из господского ярма». Герой удирает на свободные земли. В 30-х годах прошлого столетия в Украине усиливаются протесты крепостных и крестьян против ужасных условий жизни. Они сжигали усадьбы господ, убивали своих господарей, их управляющих, даже выступали с оружием против царских войск. Это было время Устима Кармелюка. Это была Большая битва, которая приближала отмену крепостничества.

Именно об этом сложном периоде рассказывает в своей повести Г. Коцюбинский, жизнь которого была связана с крестьянством.

Писатель сравнивает крепостных со свободолюбивым обессиленным туром, на шею которого было наложено ярмо. Одной из форм протеста против крепостничества было бегство от господина, и именно в начале XX столетие это явление приобрело массовый характер. Дорогой ценой приобреталась воля, право на счастливую жизнь, именно на этом и подчеркивает писатель в своем талантливом произведении.

Г. Коцюбинский своим произведением прославляет бунтарский дух украинского народа, который некогда не хотел быть рабочим скотом для господ. Украинское крестьянство, по словам автора, готовое было дорогой ценой заплатить за волю. Оно не заплесневело в неволе, не потеряло живой души, надеялось на освобождение. Мечта о воле передавалась из поколение у поколение, поэтизировалось в народных песнях, звала к бегству от господ в те места, «...где хотя дорогой ценой можно получить желательную волю, а ни - это полечь костями на вечный покой».

Свободолюбивый характер украинцев Г. Коцюбинский подчеркивает метафорой: «Ярмо было наложено на шею дикому туру», а сила, с которой крестьянство Украины желало воли, сравнивалось с талыми водами под теплым дыханием весны, с полноводной рекой.

Несмотря на трудности и мыканье Остап сохранил любовь к воле. Чтобы это подчеркнуть, Коцюбинский в эпилоге изображает ветер, наделяя его чертами живого существа. А, известно, что ветер в народном творчестве - символ воли.

Стремление к воле, самоотверженная борьба за нее, мужество, отвага - главнейшие черты героев произведения. В этих образах воплощено свободолюбие украинского народа, который некогда не мог смириться ни с господством иностранных захватчиков, ни с господством «свои» помещиков.

2.3. Цитатный материал.

  • «Свободный дух народа еще тлел под пеплом неволи. Свежие традиции воли, такие свежие, что временами трудно было отличить сегодня от вчера, поддерживали теплящуюся под пеплом искру»;
  • «Песня воли, опоэтизирована, может в дни тяжелых времен, чарующим аккордом звучала в сердцах молодежи, порывала ее туда, где еще не чуть кандалов, скованных на людей людьми»;
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент