На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать произведения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами. Это отклик о произведении искусства, статья в газету на морально-этическую тему, произведения на общественные и морально-этические темы. Написание таких произведений помогает проявить широту мировоззрения, эрудицию, оказывает содействие развитию самостоятельности мышления, требует знаний особенностей данного вида высказывания.

Объем произведения в десятом классе: 3-3,5 страницы в классах с на украинском языке обучения и 2,5-3 страницы в классах с на русском языке обучения; в одиннадцатом классе: 3-3,5 страницы в классах с украинской и на русском языке обучения. Отклик о произведении искусства (книгу, спектакль, кинофильм, картину, скульптуру и др.) - это анализ содержания произведения с высказыванием собственных впечатлений от прочитанного, увиденного или услышанного и их оценкой.

Отклик о произведении художественной литературы имеет такой общий план:

1.         Название, автор.

2.         Тема и основная мысль произведения.

3.         Где и когда происходят события, изображенные в произведении?

4.         Какие места в книге справили на вас наибольшее впечатление?

5.         Кто из героев особенно понравился и чему?

6.         Язык произведения (что запомнилось, сдалось необыкновенным, оригинальным, интересным).

7.         Чем обогатила вас книга, которые раздумья вызвала?

8.         Какую роль сыграли иллюстрации, предисловие, послесловие для лучшего понимания произведения?

Отклик о картине строится так:

1.         Название картины, имя художника.

2.         Жанр картины (пейзаж, портрет, баталия, сюжетная картина, марина, натюрморт).

3.         Замысел художника, содержание картины или как изображено на картине место и время события.

5.         Средства художественного изображения: композиция картины, использование контрастов, тонов, полутонов, колорит (общий характер объединения цветов в произведении искусства - яркий, тусклый, холодный, темный и др.), значение освещения.

6.         Как воплощенный идейный замысел, которая ведущая мысль произведения?

7.         Расположение духа картины, впечатление от мастерства художника.

Отклик о кинофильме может быть построен так:

1. Название киноленты, авторы сценария и режиссеры-постановщики, киностудия, время выпуска.

2.         Тема и идея.

3.         Ведущие актеры, впечатление от их игры.

4.         Наиболее яркие эпизоды.

5.         Общее впечатление от кинофильма, его оценка (экранизацию литературного произведения необходимо сравнить с самым произведением).

Отклик о скульптуре имеет такой план:

1.         Название скульптуры, ее автор, материал.

2.         Где находится (город, село, местность, окружение).

3.         История создания скульптуры, сведения о герое, который стал скульптурным образом.

4.         Центральная фигура или общий вид композиции, скульптурной группы, постамент.

5.         Характер линий, художественный стиль.

6.         Впечатление от скульптуры (что принуждает остановиться).