Сергей Есенин (1895-1925) посвятил детям многие стихотворения, напечатанные в разные годы. Примечательно, что первым напечатанным стихотворением Есенина была «Береза», появившаяся в первом номере детского журнала «Мирок» за 1914 год. С тех пор внимание поэта к творчеству для детей было постоянным. Свои детские стихи он печатал в журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное слово», «Парус». В 1914-1915 годах Есенин подготовил для детей сборник стихотворений, который он назвал «Зарянка». Ему не удалось издать этот сборник, но сам выбор стихотворений характеризует требовательное отношение Есенина к этой области своего творчества. Он рассказывает маленьким читателям о родной природе, о том, как «поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозво-ном сосняка»; о зимней березе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»; о душистой черемухе, которая «с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила».
Кроме темы природы много внимания уделяет поэт теме крестьянского быта:
- По лугу со скрипом
- Тянется обоз
- Суховатой липой
- Пахнет от колес.
- («Топи да болота».)
Он знакомит юных читателей с повседневными крестьянскими делами и заботами («Топи да болота»); с горем старой крестьянки, потерявшей сына («Молитва матери»); с ранним сиротством детей («Побирушка»). Детям дошкольного возраста особенно близки стихи об играх и забавах их сверстников - крестьянских ребятишек:
- В зимний вечер по задворкам
- Разухабистой гурьбой
- По сугробам, по пригоркам
- Мы идем, бредем домой.
- Опостылеют салазки,
- И садимся в два рядка
- Слушать бабушкины сказки
- Про Ивана-дурака.
- И сидим мы, еле дышим,
- Время к полночи идет.
- Притворимся, что не слышим,
- Если мама спать зовет.
- («Бабушкины сказки».)
Поэтический талант Есенина одушевляет все, что он сам видел, чувствовал, знал, поэтому его стихотворения для детей остаются в ряду лучших не только русской, но и советской литературы. Русская детская литература прошла большой и сложный путь развития. До революции более трех столетий она оказывалась в центре борьбы за влияние на молодое поколение. Многие произведения устного народного творчества, классической русской литературы, вошедшие в детское чтение и специально написанные для детей, переходили от поколения к поколению, служа воспитательным и образовательным целям. Путь детской литературы до Октября был путем исканий и открытий в борьбе за народность и гуманность, реалистичность и подлинное мастерство.
Лучшие образцы русской детской литературы не потеряли своего значения и в советское время. Они знакомят наших детей с историей народа, воспитывают любовь к родной природе, к могучему русскому слову. На основе передовых традиций русской литературы выросла и качественно новая российская детская литература, литература реализма.