Задачи

Праздник Дня защитников Отечества обычно проводится совместно с учителем физкультуры, помогающим в проведении спортивных игр и конкурсов. До праздника желательно на уроках труда: изготовить праздничные открытки или оригинальные поделки для пап и дедушек; разучить военные песни и стихотворения; подготовить несколько инсценировок военных песен и стихотворений; прочитать сказки о русских солдатах, провести беседу о присущих им качествах: смекалке, сноровке, житейской мудрости и т. д.; разучить пословицы и поговорки о солдатской жизни.

Оформление: класс или комнату желательно оформить по-военному, например, во флотский дом, украсить его спасательными кругами, картонными якорями и т. д.

Участники: ведущий, дети в военной форме, демонстрирующей различные роды войск, Илья Муромец.

Звучит «Военный марш» Г. Свиридова. Дети и гости входят в класс, рассаживаются на места.

Ведущий. Сегодня мы отмечаем замечательный праздник — День защитника Отечества. Этот праздник напоминает нам о том, что все самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить свое отечество.

Известно с давних пор, неоспоримо это:

Нет ничего возвышенней Отчизны.

Нельзя найти нигде, во всех пределах света,

Родней земли, дающей чудо жизни.

Мы собрались для того, чтобы поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых лет. С древних времен воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою родину. И народ всегда любил и уважал своих воинов. О них много сложено былин и сказок, придумано пословиц и поговорок, написано песен, рассказов, романов. А какие стихи про воинов знаете вы?

Проводится конкурс стихов о защитниках Отечества.

Ведущий (обращается к детям). Все вы, наверняка, читали сказки, в которых русский солдат с помощью присущих ему качеств без особого труда побеждает нечистую силу. Назовите эти сказки.

Дети называют сказки о русских солдатах: «Огниво», «Каша из топора» и т. д.

Молодцы, ребята. А каким изображается солдат в русских сказках?

Дети отвечают: «Воевал и воюет отлично», «Дымом греется, шилом бреется», «Вкусную кашу из топора может сварить» и т. д.

А какие пословицы и поговорки вы знаете про солдатскую жизнь?

Дети называют пословицы и поговорки: «Солдат спит, а служба идет», «Без смелости не возьмешь и крепости», «Верно служу — ни о чем не тужу», «Где тесно — там солдату и место», «На войне рать крепка воеводою», «Не пуля, а человек человека из ружья убивает» и т. д.

В самые трудные минуты не теряли солдаты чувства юмора, которое помогало им выжить на войне. А мы сейчас проведем конкурс на лучшую инсценировку солдатской песни.

Дети инсценируют солдатские песни: «Солдатушки — бравы ребятушки», «Идет солдат по городу» и др. Затем садятся на места.

Ведущий. Вы знаете, конечно, кто герои русских былин?

Дети. Богатыри.

Звучит «Богатырская симфония» И. Бородина. Входит Илья Муромец с копьем и мечом. Обходит зал, встает в центре.

Илья Муромец.

Я из города, из Мурома.

Из села того Карачарова.

И зовут меня Илья Муромец (отдает поклон).

Я стоял за Русь много лет и зим,

Не жалея сил и времени.

Чтобы Русь никогда, на все времена,

Воевать, разорять было некому.

А кто помнит имена моих друзей, что бились со мной за Русь-матушку?

Дети. Добрыня Никитич и Алеша Попович!

Илья Муромец. Правильно! Собрал однажды князь Владимир Стольно-Киевский богатырей на пир и порученье дал: мне – в поле с врагами биться; Алеше Поповичу – дань князю собирать; а Добрыню Никитича послал дань за морем покорять. Благодаря отваге и силе мы смогли одержать победу над вражеской силой.

Ведущий. Так в древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. Таким же сильным и отважным должен быть каждый мальчик.

А теперь давайте станем на некоторое время храбрыми богатырями, проверим вашу силу, ловкость и знания. Посмотрим, есть ли среди вас будущие защитники Отечества.

Илья Муромец. Ну что, братцы? Покажем нашу силушку богатырскую?

Звучит песня «Богатырская наша сила», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

Илья Муромец проводит конкурс, чтобы определить самого умного воина. Детей просят назвать как можно больше имен защитников отечества, воинских званий, названий боевой техники.

Потом можно выяснить, кто самый ловкий воин. Для этого детей разделяют на команды по три человека. Каждой команде дается два листа бумаги. Трое участников конкурса встают на лист бумаги, впереди кладут другой, они по сигналу на него перебираются. Перекладывается первый лист, все переходят на него. Побеждает команда, которая доберется до края класса первой.

Можно также провести с детьми игры: «Петушиный бой: выгони соперника на одной ноге», «Перетяни на свою сторону: за руку, через веревку», «Армрестлинг».

Ведущий. Молодцы! Подрастает у нас новое поколение богатырей. Долгие века отражала Русь бесконечные нападения врагов со всего света: сначала на Русь рвались половцы, затем наступала неисчислимая монголо-татарская орда, потом с запада тяжелой кованой стеной шли рыцари-крестоносцы, стремились в Москву поляки и литовцы... И всегда шел на войну защищать свою землю солдат. Только благодаря его отваге и мужеству наша страна становилась победительницей. Особенно ярко геройство русского солдата проявилось в русско-французской войне 1812 года. Благодаря русской армии застрял под Москвой непобедимый Наполеон. А в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ — от мала до велика — встал на защиту своей Родины.

Мужчин святое право – Отчизну защищать,

Для этого им надо дух, тело укреплять.

Во времена любые достоин славы тот,

Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.

Девочки исполняют под аккордеон русскую народную песню «Пряха». Мальчики исполняют любой народный танец под музыку «Барыня».

Ведущий. Военная дорога была для всех разной. Кто-то ушел защищать небо, кто-то сражался в степных просторах, кто-то охранял морские рубежи. Среди ваших родственников, наверняка, есть люди, которые в молодом возрасте отправились в первый поход, который сразу же стал испытанием на мужество. Но время не стоит на месте, ветераны уходят в запас, их места занимают молодые солдаты и офицеры. Мы пригласили к нам на праздник офицера Российской Армии. Предоставим ему слово.

Гость рассказывает об армии, о службе.

Ведущий. Для нашего гостя девочки и мальчики исполняют танец «Морячка».

Звучит музыка. Дети танцуют.

Гость. Молодцы, ребята! Смотря на вас, я верю, что у нашей армии прекрасное будущее. Вы уже знаете, каким должен быть настоящий солдат, умеете петь солдатские песни и прекрасно танцуете. Я хочу вручить вам шоколадные медали и пожелать оставаться такими же сильными и смелыми, хорошо учиться и радовать родителей. Ведь именно в таких солдатах нуждается наша Родина.

Гость вручает медали участникам праздника.

Ведущий. А мы поздравляем вас с праздником — с Днем защитника Отечества. Желаем вам здоровья, и пусть небо над Россией и над всем миром будет мирным.

Несколько детей вручают гостю цветы.

Ведущий. На этом наша встреча закончилась, здоровья всем, успехов!

Звучит «Военный марш» Г. Свиридова. Праздник заканчивается поздравлением будущих защитников Отечества (девочки дарят мальчикам подарки) и солдатским обедом. И пусть в этот день пища будет простой, но сытной и вкусной — солдатской, например винегрет, щи и макароны по-флотски. ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Сценарии праздников в начальной школе/